Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Телемедицина – что это?
В конце двадцатого века бурное развитие двух таких современных технологий как вычислительная техника и связь происходило в тесном содружестве, породившем совершенно новые направления в самых различных сферах человеческой деятельности, в том числе - и в медицине. В то же время медицинская промышленность стала выпускать диагностическую аппаратуру, представляющую результаты медицинских исследований человека в цифровой форме, что открывает широкие перспективы в обработке и хранении медицинских диагностических данных, в частности появилась возможность надежно и с требуемой степенью достоверности передавать эти данные по каналам связи на любые расстояния. В результате возникло новое направление в здравоохранении, получившее название - телемедицина.
В течение последних нескольких лет в мировой медицинской литературе активно обсуждается это понятие. Но только в 1995 году благодаря усилиям правительств скандинавских стран, в частности Норвегии, а также нефтяных и газовых транснациональных компаний телемедицина стала внедряться в практику медицинского обслуживания групп людей, проживающих или временно находящихся в отдаленных и труднодоступных районах. С другой стороны, в сложных клинических случаях телемедицина оказывается эффективным инструментом лечебно-консультативной помощи и для любого медицинского учреждения. Так, например, медицинское обслуживание буровых платформ в Северном и Норвежских морях ведется в значительной степени врачами из медицинских центров на континенте.
Особенно следует отметить использование телемедицинских возможностей в странах СНГ во время чрезвычайных ситуаций. Первый опыт их использования был получен во время Спитакского землетрясения в Армении и взрыва газопровода и пожара, уничтожившего поезд недалеко от Уфы.
Сегодня под телемедициной понимается комплекс организационных, технологических и коммерческих мероприятий, обеспечивающий функционирование системы консультативно-диагностической медицинской помощи, при которой любой нуждающийся или врач, непосредственно проводящий обследование пациента, получают дистанционную консультацию от специалиста, используя специализированное оборудование и каналы связи.
Следует отметить, что в настоящее время существует два режима проведения телемедицинских консультаций – в реальном масштабе времени и отложенная консультация.
В первом случае консультант и консультируемый общаются непосредственно в режиме on-line и видят друг друга и обсуждаемую медицинскую информацию на экране монитора. Их общение сопровождается совместным рассмотрением всех медицинских данных пациента, включая результаты специальных исследований.
Во втором случае данные могут быть переданы заранее в режиме of-line, чтобы консультант мог проанализировать их передать свое заключение или подготовиться к очной консультации. В подавляющем большинстве случаев бывает достаточно поведения телемедицинской консультации только в таком режиме.