Министерство здравоохранения
Чувашской Республики
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

2010.05.12 Школа в трех вариантах. Все бесплатные услуги в образовании и здравоохранении останутся в неприкосновенности ("Российская газета")

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://medicin.cap.ru/

Школа в трех вариантах. Все бесплатные услуги в образовании и здравоохранении останутся в неприкосновенности

12.05.2010
"Российская газета"
Елена Кукол

У школ, вузов, больниц, поликлиник, музеев и библиотек в следующем году появится выбор: перейти в статус автономных, так называемых бюджетных учреждений нового типа либо казенных.

Для финансирования первых двух из бюджетов предусмотрены субсидии, которые выделяются под конкретные госзадания. Кроме того, у них есть право заниматься коммерцией, то есть оказывать платные услуги.

Правда, решающее слово, какой статус принять, остается за учредителями. Ими могут быть областные, краевые администрации и муниципалитеты - их профильные комитеты, управления, департаменты. Для федеральных бюджетных учреждений это соответствующие министерства.

Такие нормы заложены в Законе "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". Сегодня его публикует "Российская газета". Закон вступает в силу 1 января 2011 года, но до июля 2012 года предусмотрен переходный период. Так что в запасе есть чуть более двух лет для того, чтобы подготовиться и адаптироваться к новым условиям.

Субсидии под госзадание в отличие от нынешнего финансирования по смете дают руководителям учреждений больше свободы, пояснила "РГ" директор Центра прикладных экономических исследований Государственного университета-Высшая школа экономики Татьяна Абанкина.

Появляется возможность самим решать, сколько денег направить на оплату труда, на коммунальные расходы, на учебные расходы, а не следовать строго смете, даже если какие-то ее статьи оказались уже неактуальными. Например, перебросить часть материальных расходов на повышение квалификации педагогов, сэкономленные на электроэнергии расходы добавить на ремонт учебных кабинетов. Изменить смету более чем на 5 процентов было практически нереально.

Но при новом порядке учредители, уточняет Татьяна Абанкина, обязаны строго следить, чтобы госзадание неукоснительно выполнялось. В этом как раз залог того, что бесплатные услуги школ, вузов, поликлиник не будут сокращаться. Именно они и составляют основу госзадания. "Будут проводиться постоянный мониторинг, выборочные проверки, - рассказывает эксперт. - Если объем оказываемых услуг не соответствует госзаданию по объему или по качеству, то финансирование может быть уменьшено или прекращено. При этом, например, учащиеся школ на улице не останутся. У нас обязательное бесплатное полное среднее образование. Это конституционная гарантия. И Конституцию никто не менял. Все будут решать по ситуации. Если, допустим, учреждение оказывает услуги низкого качества, то учащихся могут перевести в другую школу либо старую присоединить к хорошо работающей. Кроме того, бюджетные учреждения остаются в казначейской системе исполнения бюджета. И казначейство, несомненно, тоже будет осуществлять контроль за расходованием их средств. И, что особенно важно, ни бюджетные, ни автономные учреждения не могут быть признаны банкротами. Их имущество независимо от статуса остается в государственной или муниципальной собственности. Оно передается учреждениям на праве оперативного управления".

У автономных учреждений самостоятельности больше, чем у бюджетных, поясняет Татьяна Абанкина. Они могут открывать счета в коммерческих банках. Но контроль предусмотрен и здесь. "Для автономных учреждений формируются дополнительные коллегиальные органы общественно-государственного управления - наблюдательные советы, - говорит эксперт. - Это очень компактный орган - от 5 до 11 человек. В него входят представители учредителя, комитетов по управлению имуществом, заинтересованной общественности, трудового коллектива (в новом законе может входить и руководитель учреждения, но с правом совещательного голоса). В отличие от попечительского совета здесь заданы четкие пропорции. Не менее трети состава - от власти, не более трети - от самого учреждения и остальные - от общественности. Ключевые функции наблюдательного совета - контрольные. Например, он должен отслеживать крупные сделки, то есть цена которых превышает 10 процентов стоимости чистых активов. Их могут осуществлять только с согласия наблюдательного совета. Если его нет, а сделка совершена, то она может быть признана неправомочной, даже если кто-то из сторон не знал, что сделка совершается без согласия наблюдательного совета".

Эксперт, впрочем, признает, что этот механизм в России пока применялся только в коммерческой сфере. И для государственного, муниципального сектора пока не отработан. Но на то и дается переходный период, чтобы постичь эту премудрость.

"Я давно работаю с бюджетной сферой и считаю, что основной корпус руководителей очень опытный, - говорит Татьяна Абанкина. - Средний стаж руководящей работы около 18-20 лет. Но, безусловно, не все сегодня имеют достаточный опыт именно в финансово-хозяйственной деятельности. Поэтому, чтобы не делать ошибок, хорошо подготовиться, уже сейчас надо предусмотреть для руководителей, специалистов финансово-хозяйственных, правовых подразделений бюджетных учреждений дополнительные программы повышения квалификации в виде семинаров, тренингов, обмена опытом". Самостоятельность вещь обоюдоострая. С одной стороны, больше свободы, а с другой - за все свои огрехи придется отвечать самим.

Наш эксперт обратила внимание еще на один немаловажный момент, который необходимо прояснить до вступления закона в полную силу. Сейчас в бюджетной сфере действует субсидиарная ответственность. Учредитель полностью отвечает по всем обязательствам учреждения. "Вообще-то прецедентов в последние годы, когда учредитель был вынужден расплачиваться по долгам тех или иных учреждений, очень немного, - уверяет эксперт. - Тем не менее надо очень аккуратно разобраться со всеми вопросами. Если есть какие-то долги, надо выяснить, из-за чего они возникли, как могут быть ликвидированы. Кроме того, у нас, к сожалению, довольно плохо оформлены имущественные права, особенно на земельные участки. В свое время многие землеотводы были сделаны без соответствующего оформления прав. Часть имущества находится в спорах. И все эти вопросы надо решить в самое ближайшее время. В противном случае автономным и бюджетным учреждениям нового типа будет трудно в полной мере проявлять свою самостоятельность, которую предусматривает новый закон".

Что касается третьего типа бюджетных учреждений - казенных, работающих в сфере безопасности, обороны и правоохранительной деятельности, то для них все остается по-старому. Они будут финансироваться по смете. И не смогут заниматься предпринимательской деятельностью. "Более того, - уточняет Татьяна Абанкина, - в их самостоятельное распоряжение средства не поступают. Это достаточно жесткая форма, полностью контролируемая учредителем".

Эта статья является комментарием к:

 


  Яндекс.Метрика   

 

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика