Министерство здравоохранения
Чувашской Республики
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Об организации контроля качества медицинской помощи на фельдшерско-акушерских пунктах

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://medicin.cap.ru/
 
Об организации контроля качества медицинской помощи на фельдшерско-акушерских пунктах
 
Ронжина Л.Г.
Главный специалист-эксперт Минзравсоцразвития Чувашии
 
«Когда умный человек видит,
Почему он добился успеха,
Он делает так снова.
Когда он видит свои ошибки
Он не повторяет их»
 (Китайская мудрость)
 
Фельдшерско-акушерский пункт является амбулаторно-поликлиническим учреждением в сельских населенных пунктах и оказывает первичную медико-санитарную помощь населению.
            Прежде чем говорить о контроле качества доврачебной медицинской помощи на ФАпах необходимо четко определить, что есть качество?
             По определению Европейского регионального бюро ВОЗ, «под качеством медицинской помощи понимается комплекс диагностической и лечебной помощи, которая приводит к оптимальным для здоровья конкретного пациента результатам в соответствии с уровнем медицинской науки и такими биологическими факторами, как возраст, заболевание, сопутствующее заболевание, реакция на выбранное лечение и т.д. при извлечении минимальных средств с минимальным риском дополнительного травмирования  или нетрудоспособности».
            Качество медицинской помощи - многофакторная проблема: компетентность специалистов, качество медицинских услуг и качество их организации, качество аппаратуры, инструментария, лекарственных препаратов, информационного обеспечения, оптимизация и компетентность документирования процедур, методик, стандартов. Поэтому обеспечение качества медицинской помощи возможно только при комплексном системном  подходе, когда методология обеспечения качества реализована во всех сферах деятельности, имеющих отношение к этой проблеме.
Проблему качества медицинской помощи следует рассматривать с различных позиций, прежде всего с  точки зрения механизмов его обеспечения. Обеспечением качества медицинской помощи должны заниматься органы управления здравоохранением и руководители медицинских учреждений. Решение этой задачи связано с развитием материально технической базы медицинских учреждений, уровнем квалификации медицинского персонала, технологиями лечебно-диагностического процесса, этическими и деонтологическими нормами и правилами, стандартами в системе здравоохранения, аккуратностью и дисциплиной персонала, имеющимися ресурсами здравоохранения, отношением персонала к пациентам и т.п.
Под качеством медицинской помощи следует понимать совокупность характеристик, подтверждающих соответствие ожидаемой медицинской помощи современному уровню медицинской науки и технологии, имеющимся потребностям пациента.
            Экспертная оценка деятельности фельдшерско-акушерских пунктов при лицензировании  доврачебной медицинской помощи показала низкий уровень организации на многих ФАПах, связанный с неудовлетворительной материально-технической базой, недостаточным профессионализмом медицинских работников, отсутствие в центральных районных больницах единой системы оценки качества работы ФАПов.          
            Важным показателем ФАПа является число посещений. Однако число посещений на ФАПе ведется без ранжирования цели посещений, в журналах амбулаторного приема записываются как посещение выполнение манипуляций по назначению врача, записи о состоянии пациентов в амбулаторных карточках при посещении не делаются, поэтому невозможно установить истинную нагрузку фельдшера и др. медицинского персонала ФАПов.
            Недостаточно активно работают Советы по фельдшерскому делу.
            Медицинский персонал ФАПов недостаточно уделяет внимания профилактике, санитарно-протвоэпидемическим мероприятиям и санитарно-просветительной работе.
            Согласно современным представлениям о роли специалистов сестринского дела, очень важно в условиях реформирования здравоохранения сформировать философию профилактической направленности в первичной медико-санитарной помощи.
            Подразумевается переориентация деятельности ФАПов на:
  • Профилактику наиболее значимых заболеваний, приводящих к наибольшей смертности и инвалидизации населения;
  • Проведение скрининговой оценки психосоматического состояния здоровья населения с целью выявления, в первую очередь, сердечно-сосудистых, онкологических, бронхолегочных , церебро-васкулярных, эндокринологических и других заболеваний;
  • Повышения уровня диспансеризации;
  • Формирование у жителей села здорового образа жизни.
            В связи с этим медицинские работники ФАПов должны сконцентрироваться не на болезнях, а на укреплении здоровья, в большей степени соответствовать нуждам населения, а не потребностям системы здравоохранения. Мы видим фельдшера, акушерку, медицинскую сестру ФАП в роли учителей здоровья для отдельных групп населения и семей, а заведующего ФАП- в роли специалиста, имеющего навыки управления и выполняющего определенную функцию в стратегическом планировании.
Сегодня фельдшер должен быть носителем перемен.
            Традиционный контроль качества работы медицинского персонала ФАПов предполагает выявление уже свершившихся ошибок. Причем нередко в последующем не проводится глубокого анализа, выявление причинных факторов и организационных мероприятий по устранению причин возникновения ошибок. Чаще принимаются административные воздействия, что не является оптимальным для решения возникших проблем. Поэтому создание системы управления качеством медицинской помощи, эффективных методов контроля является актуальной задачей.
            Задача при оптимальном решении проблемы управления качеством медицинской помощи состоит в предупреждении ошибок.
            Качественный труд обеспечивается тогда, когда присутствуют 4 фактора труда:
            1. Человеческий фактор (сотрудник квалифицированный , с желанием работает в данной должности, обучен технологиям и стандартам. Выполняет должностную инструкцию, активно устраняет возникающие проблемы).
            2. Организационный фактор ( на рабочем месте имеются описание технологий, стандарты, должностная инструкция, регламент взаимодействия данной должности (рабочего места) с другими рабочими местами (работниками) подразделения или других подразделений.
            3. Технический фактор (рабочее место оснащено всем необходимым для выполнения функций данного работника).
            4. Фактор времени (работник наделен достаточным временем для выполнения своих функций и технологических процессов на достаточно высоком уровне, в соответствии со стандартами).
            Заведующим организационно-методических отделов, фельдшерам оргметодотделов, ответственным за организацию работы на фельдшерско-акушерских пунктах необходимо:
-  разработать карты  экспертной оценки деятельности фельдшерско-акушерских пунктов с учетом всех четырех факторов.
- определить приказом по ЦРБ ФАПы, как базы по обмену опытом работы. На этих ФАПах должны быть отработаны вопросы организации работы медицинского персонала, ведения учетно-отчетной документации, соблюдения инфекционной безопасности, оказания  неотложной помощи, проведения профилактической, противоэпидемической и санпросветработы.
- проводить семинары для фельдшеров ФАПов  на базе ЦРБ с организацией посещения ФАПов передового опыта (практическая часть) и встреча со специалистами по вопросам семинара (теоретическая часть);
- включать в планы работы медицинских советов в ЦРБ рассмотрение вопросов о деятельности ФАП
            Республиканскому Совету по фельдшерскому делу организовать Республиканскую конференцию для медицинских работников фельдшерско-акушерских пунктов.

  Яндекс.Метрика   

 

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика