Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
По данным ВОЗ, смертность от лекарств занимает пятое место, уступая только травмам, заболеваниям системы кровообращения, онкологическим и пульмонологическим болезням. Иными словами, ежегодно во всем мире сотни людей умирают только оттого, что пытались сделать совершенно противоположное - продлить свою жизнь с помощью лекарств
Большую "медвежью услугу" в распространении лекарственной болезни оказывают населению и журналисты, освещающие медицинские достижения. При этом, даже если речь не идет о скрытой рекламе, сама профессиональная ориентация журналистов на "быстрые и эффектные" новости порождает большое количество заблуждений.
Так, журнал New England Journal of Medicine недавно провел исследование, в котором было проанализировано 207 сообщений в американских СМИ о новых препаратах и методиках. Оказалось, что более половины этих новостей не содержали ни слова о побочных эффектах. Другое американское исследование выявило, что из 252 репортажей о новых достижениях медицины более четверти материалов касались исследований, результаты которых не публиковались в научных журналах даже спустя несколько лет после репортажа (т.е. исследования были не завершены либо не выдержали научной критики).
Эти данные были приведены в докладе исполнительного директора Ассоциации медицинских журналистов США Мелинды Восс на семинаре "Медицинская журналистика в России и за рубежом". Мелинда Восс рассказала и о том, каким образом эти проблемы решаются в ее Ассоциации, членами которой являются более 750 медицинских журналистов. Работа Ассоциации включает создание справочных медицинских материалов для журналистов, а также пропаганду "Этического кодекса медицинской журналистики". Кодекс включает такие требования, как обязательное сообщение побочных эффектов лекарств, отслеживание связей между источниками новостей и производителями медицинских препаратов, и т.д.
К сожалению, современная российская медицинская журналистика не может похвастаться такими достижениями. Идея создания Гильдии медицинских журналистов в России не сработала. Да и сама подготовка таких журналистов в вузах России находится в зародышевом состоянии. Выступившая на семинаре доцент факультета журналистики МГУ Татьяна Фролова сообщила, что на факультете еще 10 лет назад появились студии журналистики по социальной специализации. Но в основном это до сих пор находится на стадии экспериментов, особенно что касается мастер-классов по медицинской журналистике. Разработана также специальная программа журналистской подготовки для людей, уже имеющих медицинское образование. Но она еще не запущена в полной мере, да и к тому же является платной (3.000 долларов в год).
В связи с этим неудивительно, что в России сейчас активно развивается очень сомнительный вариант рекламно-медицинской журналистики, о котором рассказала на семинаре Елена Вольская, руководитель группы мониторинга Региональной общественной организации "Центр содействия общественной экспертизе медицинской информации и рекламе". По наблюдениям Центра, за последние пять лет в печатных СМИ уменьшился процент рекламы в виде отдельных модулей-врезок. Зато стала гораздо активнее применятся такая форма рекламы, как рекламный модуль, замаскированный под медицинскую статью. При этом в роли авторов такой рекламы зачастую выступают сами врачи, которые спекулируют своим авторитетом, но не руководствуются ни журналистской, ни медицинской этикой (в частности, рекламируют рецептурные препараты, хотя в России это запрещено). Елена Вольская призвала изгонять таких врачей из СМИ.
Более подробно о проблемах российской медицинской журналистики "Медновости" планируют рассказать в одном из своих отдельных репортажей.
По материалам МедНовости (Алексей Андреев)