Всемирный день здоровья ежегодное событие Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Этот день отмечается с момента принятия Устава Всемирной организации здравоохранения 7 апреля 1948 года.
Для проведения Всемирного дня здоровья каждый год выбирается новая тема, чтобы подчеркнуть наиболее актуальные проблемы здоровья.
Основная цель Всемирного дня здоровья – влияние на общественное мнение и активизация дискуссий о значении здоровья в жизни современного человека, формировании здорового образа жизни.
Лозунг Всемирного дня здоровья 2005 года «Не оставим без внимания каждую мать, каждого ребёнка», отражающий реальную необходимость считать вопросы обеспечения здоровья женщин и детей в качестве высшего приоритета.
В нашей стране за последние 10-15 лет в состоянии здоровья детей и подростков, являющихся интеллектуальным, кадровым, и оборонным потенциалом общества и государства, сформировались устойчивые негативные тенденции. Среди этой возрастной группы населения растёт заболеваемость, ухудшается физическое развитие, прогрессивно увеличивается распространённость факторов риска формирования здоровья и развития. Формирование здоровья на этапе 7-18 лет в значительной мере зависит от условий обучения, характера учебного процесса, образа жизни ребёнка.
Негативная динамика состояния здоровья особенно выражена при обучении в учреждениях с повышенным уровнем образования и углублённым изучением определённых групп предметов (гимназии, лицеи и др.). За период обучения в этих учреждениях заболеваемость детей увеличивается практически в 2 раза. В настоящее время число здоровых детей школьного возраста в целом по стране не превышает 10%. Вышеуказанные тенденции диктуют необходимость усиления влияния на состояние здоровья детского населения не только государства и его институтов, ведомств, но и конкретной семьи, педагогов, медиков при активном участии самого ребёнка, подростка.
По данным ВОЗ «вклад» социальных факторов в формирование здоровья населения составляет 50%. Специальные исследования роли социально-гигиенических факторов в развитии заболеваний, выполненные у нас в стране, показали, что образ жизни детей и подростков обуславливает в зависимости от возраста детей от 3 до 11% заболеваемости.
Отмечается высокая распространённость курения, употребления алкоголя среди детей и подростков. За последние 10 лет возраст начинающих курить детей в среднем уменьшился с 15,2 до 10,1 лет. Отмечена высокая распространённость употребления алкоголя (включая пиво) среди школьников, которая среди девушек достигает 82,5%, что превышает данные показатели среди юношей (69,0%). Причём, к окончанию школы процент учащихся, злоупотребляющих алкоголем (1-2 раза в неделю и чаще) увеличивается: среди юношей в 2,6 раза, среди девушек – 2,2 раза. Данные статистики и специальных исследований свидетельствуют также о значительном росте потребления наркотиков среди современных подростков. Употребление алкоголя, курение являются факторами повышенного риска нарушения репродуктивного здоровья, что может привести к бесплодию или рождению больных детей.
Сложившаяся ситуация, связанная с высоким уровнем распространённости факторов риска среди школьников, представляет собой важнейшую медико-социальную задачу.
Наиболее перспективной мерой решения данной проблемы является проведение широкомасштабной профилактики, предусматривающей различные уровни и направления действий, мобилизацию и включение всего общества.
Принимая во внимание, что многие составляющие образа жизни человека закладываются в детстве, ежегодное проведение 7 апреля Всемирного урока здоровья, в соответствии с рекомендациями Минздрава России и Минобразования России (письмо от 26.02.2003 № 27/2632-6) «О ежегодном проведении 7 апреля Всероссийского урока здоровья», внесёт заметный вклад в становление здорового образа жизни детей, подростков и молодёжи.
При проведении уроков здоровья следует учесть возрастные особенности учащихся, а также интересы, присущие каждой возрастной группе. Представляется достаточным проведение уроков, ориентированных на четыре основные возрастные группы учащихся: учащихся 1-4, 5-7, 8-9 и 10-11 классов. Вместе с тем, учитывая возрастные различия между учащимися, например, 1 и 3 (или 5 и 7) классов, при подготовке занятий по сценарным планам следует дифференцированно подходить к разработке непосредственно сценария. При подготовке урока здоровья рекомендуется учесть проблемы, актуальные для региона.
При проведении Всероссийского урока здоровья необходимо организовать:
- проведение медицинским персоналом бесед, лекций, индивидуальных консультаций, просмотр кино- и видеофильмов;
- организация игровых и состязательных форм обучения и воспитания: викторин, олимпиад, театрализованных представлений, шоу, конкурсов с обязательным участием старшеклассников в программах для младших школьников, выпуск медико-профилактических бюллетеней, листовок;
- для старшеклассников организация конференций диспутов, круглых столов, культурных мероприятий (КВН-ов, театральных постановок, капустников и т.п.).
Высокоэффективна психологическая составляющая гигиенического обучения и воспитания детей: проведение обучающих и профилактических тренингов.
Вся информация к Всероссийскому уроку здоровья должна быть специально подготовлена с участием психологов, медиков и педагогов и адаптирована к восприятию детской и подростковой аудитории. К Всероссийскому уроку здоровья необходимо готовить специальные листовки, буклеты, которые могут остаться у детей после урока, с которыми могут дома ознакомиться родители и родственники детей.
Целью урока здоровья является осознание учащимися уникальности, неповторимости своего «Я», формирование и развитие представлений о здоровье как важнейшей составляющей этого «Я», создание мотивации на здоровый образ жизни.
Для реализации указанной цели педагоги, проводящие уроки здоровья, должны ставить пред собой задачу не столько передачи знаний учащимся, сколько формирования осознанно бережного отношения к своему здоровью. Привычка к здоровому образу жизни должна возникнуть у детей не в силу формального подчинения требований взрослого, а в силу глубоких внутренних мотивов.