Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Открытие белорусских медиков поможет миллионам людей
Белорусское ноу-хау уже заметили на Западе. К нему проявляют интерес престижные научные журналы, на страницы которых трудно пробиться.
БЕЛОРУССКИЕ медики нашли эеволюционный путь в борьбе с сахарным диабетом. Открытие претендует на звание мировой сенсации, поскольку решить лавную проблему эндокринологии удалось с помощью скальпеля хирурга.
Поданным ВОЗ, от «сладкой болезни» во всем мире страдает более 100 миллионов человек. Но даже эта огромная цифра не отражает реальное положение вещей: число людей со скрыто протекающим сахарным диабетом в 2 — 3 раза больше. В Беларуси диабетиков почти 136 тысяч, и каждый год плюсует к медицинской статистике еще 4 процента больных. Как известно, «ахиллесова пята» диабетика — поджелудочная железа, которая в норме вырабатывает всем известный гормон инсулин. Его задача — «заводить» в клетки молекулы глюкозы. Но тут возникает парадоксальная ситуация: глюкозы достаточно, а ткани всего организма испытывают углеводное голодание. Происходит это из-за того, что сахар не может самостоятельно проникнуть в клетку и остается в крови в виде бесполезного балласта. Жизнь больного круто меняется: его мучит жажда, кожный зуд, надвигаются проблемы с сосудами, зрением и почками, прием инсулина становится важнейшим пунктом в распорядке дня.
Медики давно задумывались, как облегчить судьбу диабетиков другим путем, и пришли к выводу, что только трансплантация поджелудочной железы позволяет добиться независимости от инсулина. Но такая операция сложна, дорогостояща (в Америке она обходится в 120 тысяч долларов), кроме того, весьма рискованна и в большинстве случаев чревата тяжёлыми осложнениями. Альтернативу ей и придумали белорусские ученые, предложив пересаживать лишь эндокринную часть поджелудочной железы — островковые клетки, взятые у плодов кроликов. Клеточную культуру помещают в специально разработанный контейнер-трубочку из полиамида и нейлона и фиксируют в кровеносном сосуде. Благодаря своей пористой структуре капсула впитывает необходимые вещества, а обессиленная поджелудочная железа получает столь нужную ей поддержку.
Чтобы идея заведующего 2-й кафедрой хирургических болезней Белорусского государственного медицинского университета профессора Станислава ТРЕТЬЯКА нашла свое воплощение, ему и пяти его коллегам, представителям фундаментальной и клинической медицины, пришлось пройти путь длиной не в одно десятилетие. У каждого был свой участок работы. Профессор Александр ПРОХОРОВ разработал малоинвазивный метод трансплантации, осуществлял подбор пациентов для операций, наблюдал и анализировал результаты. Профессор Анатолий ЛЕОНТЮК провел предварительные морфо-метрические исследования. Кандидат медицинских наук Виталий ГОРАНОВ готовил культуру островковых клеток и искал новые подходы к повышению ее устойчивости, а заведующий сосудистым отделением 4-й минской городской клинической больницы кандидат медицинских наук Валерий РОМАНОВИЧ применил пересадку на деле. Профессору-морфологу Василию РУДЕНКУ досталась сложнейшая задача оценивать на экспериментальных животных, успешно ли приживается трансплантат. Для этого, наряду с традиционной гистологической техникой, использовались современнейшие иммуногистохимические методы: с помощью антител против инсулина были исследованы препараты пересаженных в разные сроки макрокапсул, чтобы быть в полной
уверенности, что чужеродные клетки действительно адаптировалась в организме и выполняют свою функцию — выделяют инсулин! Часть наиболее тонких исследований проводилась с использованием методик института анатомии одного из лучших немецких медицинских университетов в Любеке, однако основной блок вопросов решили собственными силами, на кафедре нормальной анатомии, 2-й кафедре хирургических болезней и в центральной научно-исследовательской лаборатории БГМУ. В. Руденок не скрывает: сомнения были. Пересаживались фетальные клетки — благодатная культура, которая обладает уникальным свойством развиваться в зрелую полноценно функционирующую ткань. Однако никто не мог поручиться, удастся ли избежать главной беды трансплантологии — что клетки рано или поздно не начнут отторгаться. Этого не произошло, с каждым месяцем картина вырисовывалась все более оптимистичная. И если на ранних сроках, спустя всего 2 недели после операции, островковые клетки под микроскопом выглядели инородными пятнами, то через месяц уже «обрастали» соединительной тканью, а к шестому месяцу после трансплантации налицо была биоискусственная поджелудочная железа со всеми присущими ей признаками. Это со временем почувствовали на себе и первые прооперированные больные: у большинства из них повысилась работоспособность, нормализовался вес, отступила жажда, при этом доза инсулина требовалась диабетикам уже втрое меньшая. Крайне важно и то, что отпала необходимость в иммуносупрессивной терапии.
Новация белорусских хирургов — тот нечастый случай в мире высоких технологий, когда удачно сочетаются эффективность метода, его экономичность и простота. Ведь подобные операции, по мнению С. Третьяка, вполне по силам сосудистым хирургам любой областной больницы. Белорусское ноу-хау уже заметили на Западе. К нему проявляют интерес престижные научные журналы, на страницы которых трудно пробиться. Коллеги со всего мира просят поделиться опытом. Заслуги медиков признаны и на высшем уровне: несколько месяцев назад коллектив, разработавший уникальный метод лечения сахарного диабета, был удостоен Государственной премии Республики Беларусь. Очевидно главное признание у нового метода еще впереди, потому что шанс «укротить» диабет он дает миллионам.
Людмила Габасова (Российская газета)