Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Через много лет внук разыскал могилу деда
1 сентября 1941 года я пошел в первый класс. И в этот же день мой отец Платон Ананьевич Исаев добровольно ушел в Красную Армию. Придя домой, отца я уже не застал. Три дня лежал под кроватью, рыдал, мать не могла меня вытащить.
В Канаше в те дни формировали чувашский батальон. И старшиной назначили отца как грамотного человека, до войны он работал директором Абашевской школы. Из Канаша солдаты отправились в поход до Москвы. Короткими открытками сообщал нам отец о своем местонахождении.
Потом пошли в семью подробные письма. В одном из них отец рассказывал, что ранним утром выстроили батальон и командир объявил: кто желает пойти в добровольцы на защиту Сталинграда – сделать два шага вперед. Никто из строя не вышел. Тогда мой отец, как старшина, сделал два шага вперед. Вслед за ним вышли из строя еще 39 человек. И на пароходе по Волге они поплыли защищать Сталинград от немецких захватчиков. А остальные отправились в город Дзержинск на охрану завода.
В пути отец послал домой телеграмму, что 13 июня в 7 утра будут проплывать Чебоксары. Но телеграмму вовремя не доставили, и встреча сорвалась. Следующая отцовская весточка датирована 23 июня. В ней он сообщал, что прибыли в назначенное место, в город Калач, в районе реки Дона, где пробудут три дня. А вот еще одно письмо от 28 ноября 1942 года. Пишет отец, что долгожданное письмо из дома получил, очень обрадовался, узнав домашнюю обстановку. Сообщает, что выдали зимнюю одежду – ватные брюки, телогрейки и ботинки. А самое главное – немцев заставили отступить на 70–80 километров. «Через 10-12 дней, – говорилось в письме, – нас перебросят на другой участок: готовится новое контрнаступление, чтобы окончательно разгромить фашистов».
В последнем письме отец с радостью сообщал о больших успехах на фронте, о том, что генерала, фельдмаршала Паулюса взяли в плен в подвале-бункере. «Перестали летать снаряды и бомбы, – пишет он, – но пока мы остаемся в землянке на берегу Волги, наверное, до полной ликвидации немцев под Сталинградом». Просил он в письме прислать в посылке табак и сухари. Писал, что ждет возможности возвращения домой.
Ждал этого и я, его младший любимый сын. Но не дождался. Через месяц пришло в семью известие о том, что Исаев Платон Ананьевич, 1899 года рождения, уроженец Чебоксарского района, пропал без вести в феврале 1943 года.
Много лет спустя внук сумел разыскать место захоронения деда. Он изучал архивные материалы, письма дедушки с фронта и алфавитную книгу умерших в эвакогоспитале № 3931 города Саратова за период 1943–1945 гг. В ней на странице под номером 27 нашел фамилию Платона Ананьевича Исаева, который «умер в госпитале от полученных ран 11 мая 1943 года». В письме из саратовского военкомата нам сообщили, что захоронен П. Исаев в братской могиле мемориального комплекса Воскресенского кладбища, где покоятся останки еще более 4 тысяч погибших солдат.
Г. ИСАЕВ, г. Чебоксары.