I. Содержание проблемы и обоснование необходимости
ее решения программным методом
Республиканская целевая программа «Совершенствование первичной медико-санитарной помощи по основным направлениям приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в Чувашской Республике на 2006-2010 годы» (далее – Программа) разработана в целях реализации постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 14 апреля 2003 г. № 95
«О Стратегическом плане реструктуризации системы предоставления медицинской помощи в Чувашской Республике на 2003-2010 годы» (с изменениями, внесенными постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 26 октября 2004 г. № 262) в соответствии с основными направлениями приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, подготовленного по поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина и утвержденного на расширенном заседании коллегии Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации 14 октября 2005 года.
От доступности и качества амбулаторно-поликлинической помощи, где начинают и завершают лечение около 80% пациентов, в значительной степени зависят эффективность деятельности всей системы здравоохранения, сохранение трудового потенциала общества, решение большинства медико-социальных проблем.
Амбулаторно-поликлиническая помощь в Чувашской Республике оказывается в 75 поликлиниках (как самостоятельных, так и в составе больничных учреждений), 78 сельских врачебных амбулаториях. Их общая мощность составляет 35530 врачебных посещений в смену. В амбулаторно-поликлиническом звене организована работа 267 общеврачебных практик; в участковой службе работают 284 врача-терапевта и 218 врачей-педиатров. Осуществляют прием 1696 врачей-специалистов по 43 профилям. 1840 врачей амбулаторно-поликлинического звена в 2005 году принимали участие в реализации программы дополнительного лекарственного обеспечения, в рамках которой за 10 месяцев текущего года больными получено лекарственных препаратов на сумму 301,3 млн. рублей.
Отдельной формой организации амбулаторной медицинской помощи сельскому населению являются фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, число которых на конец 2005 года составило 735.
Обращаемость населения за амбулаторной помощью ежегодно увеличивается; в 2004 году каждый житель республики обратился в поликлинику в среднем 11 раз (в Российской Федерации – 9,0; в Приволжском федеральном округе – 9,8).
Стратегическим планом реструктуризации системы предоставления медицинской помощи в Чувашской Республике на 2003-2010 годы в качестве ключевого направления преобразований в амбулаторно-поликлиническом звене принята организация первичной медицинской помощи на принципах общей врачебной (семейной) практики. Сформирована нормативная база, отработаны практические аспекты работы таких организационных моделей, как индивидуальная, групповая практики, отделения и центры общей врачебной (семейной) практики.
Организация общей врачебной (семейной) практики расширила диапазон предоставляемых врачом медицинских услуг за счет оказания многопрофильной первичной медицинской помощи, в том числе отдельных услуг по хирургии, отоларингологии, офтальмологии и других. Значительное место в работе врачей общей практики занимают профилактические мероприятия: плановые профилактические осмотры декретированных контингентов, диспансерные осмотры больных хроническими заболеваниями, организация школ пациентов («школы активного долголетия», «Здоровье для здоровых», «астма-школы», «школы диабета» и др.), целью которых является не просто заполнение вакуума знаний, а модифицирование представлений пациента о заболевании и его лечении, ведущее к изменению стиля поведения и умению управлять лечением.
В рамках республиканских целевых программ население ежегодно охватывается двухэтапным скрининговым обследованием по 4 значимым классам заболеваний: заболевания сердечно-сосудистой, эндокринной систем, органов дыхания и новообразования. Проведение оздоровительных мероприятий среди обследованных категорий привело к снижению первичного выхода на инвалидность за последние 3 года от сердечно-сосудистых заболеваний на 19,3%, от гипертонической болезни – на 14,6%, от заболеваний органов дыхания – в 2 раза; снизилось число осложнений сахарного диабета на 30%, уменьшился показатель запущенности онкологических заболеваний с 26,1 до 17,9%.
В рамках реализуемой подпрограммы «Дети-инвалиды» республиканской программы «Дети Чувашии» на 2004-2006 годы проводится скрининг новорожденных на врожденную патологию – фенилкетонурию и гипотиреоз, которым охвачено 98% детей. Ранняя диагностика (на 4-7 день жизни) и адекватное лечение обеспечивают в дальнейшем нормальное физическое и нервно-психическое развитие, предотвращая тяжелые последствия в виде кретинизма, нанизма (низкорослости) и других осложнений. Учитывая распространенность наследственной патологии обмена веществ (галактоземия) и врожденной дисфункции коры надпочечников (адреногенитальный синдром), актуальной остается проблема полного охвата скрининг-исследованием новорожденных.
Наряду с оказанием первичной медицинской помощи врач общей практики все более активно вовлекается в работу межведомственных профилактических советов – современной инновационной формы социального партнерства в области профилактики, охраны и укрепления здоровья. Деятельность указанных советов в муниципальных образованиях направлена на формирование новой общественной политики отношения населения к здоровью, популяризацию здорового образа жизни, создание благоприятной среды обитания и условий жизнедеятельности. Общие врачебные практики во многих населенных пунктах составляют основу для организации многофункциональных оздоровительных центров; под патронажем врачей общей (семейной) практики работают 5 отделений временного проживания для граждан пожилого возраста и инвалидов.
Важнейшим условием эффективности работы является адекватная система оплаты труда. В рамках действующего законодательства в республике внедрена дифференцированная оплата труда врачей общей практики с элементами экономической мотивации к достижению непосредственных и среднесрочных результатов, а также долгосрочного эффекта. Мониторинг включает в среднем 30 показателей.
Фактически сложившийся средний уровень оплаты труда врачей общей практики, переведенных на новую форму, в настоящее время превышает таковой среди врачей амбулаторно-поликлинического звена на 25%. Переменная часть составляет около 35% заработной платы, ее размер колеблется от 900 до
2500 рублей.
Результативность работы системы общеврачебной (семейной) практики оценивается по таким показателям, как снижение уровня госпитализации с участка обслуживания (на 5-10%), уменьшение числа вызовов скорой медицинской помощи (на 5-15%). Мониторинг ее социально-экономической эффективности свидетельствует о снижении за последние три года первичного выхода на инвалидность на 16,1%, числа дней временной утраты трудоспособности – на 11,7%. Экономическая эффективность одной общеврачебной (семейной) практики за счет оптимизации системы оказания медицинской помощи в среднем составляет 0,7 млн. рублей в год.
С 2004 года в амбулаторно-поликлиническом звене здравоохранения республики формируется новая организационная модель оказания амбулаторно-поликлинической помощи врачами-специалистами – межтерриториальные (окружные) медицинские центры. На основе медико-экономического районирования указанные центры организуются на базе крупных многопрофильных центральных районных или городских больниц, при этом принимаются во внимание территориальное расположение учреждения, сложившиеся потоки пациентов, наличие материальных и кадровых ресурсов. Оснащение центров современным оборудованием и сосредоточение в них квалифицированных специалистов позволяют приблизить к населению современные медицинские технологии и получить значительный экономический эффект за счет рентабельного использования дорогостоящего оборудования, интенсификации и повышения клинической эффективности диагностического и лечебного процесса.
Для поддержания профессиональных навыков врачей-специалистов запланирована организация их работы по принципу ротации (стационар – поликлиника). Предполагается, что режим ротации для специалистов различного профиля будет носить разный характер, при этом на первом этапе новые организационные принципы будут отрабатываться на отдельных категориях врачей-специалистов в пилотных учреждениях.
В соответствии с основными направлениями реструктуризации системы оказания медицинской помощи в республике активно развиваются стационарозамещающие технологии. На конец 2005 года функционирует более 170 дневных стационаров на 2448 коек; в стационарах на дому за 9 месяцев текущего года пролечено 7347 больных. Общее число пациентов, получивших лечение в условиях стационарозамещающих технологий, увеличилось за 5 лет более чем в
2 раза. Организована работа 3 центров амбулаторной хирургии, в том числе детского. Число оперативных вмешательств, выполненных в амбулаторных условиях, за последние пять лет возросло на 10,8% (с 69683 до 77237), что позволило разгрузить дорогостоящие хирургические стационары.
Одним из аспектов повседневной деятельности амбулаторно-поликлинического звена является оказание неотложной медицинской помощи при остро возникших и обострениях хронических заболеваний. Организация работы отделений (кабинетов) неотложной медицинской помощи в поликлиниках, передача функций по оказанию неотложной помощи врачам общей практики позволили перераспределить кадровый и технический потенциал службы скорой медицинской помощи для повышения оперативности и качества ее работы.
Управление отраслью в условиях интенсивных процессов преобразований предусматривает активное использование современных информационных технологий. Внедрение интегрированных информационных систем в здравоохранении республики обеспечила организацию единого информационного пространства для всех провайдеров медицинских услуг первичной медико-санитарной помощи. Используемые технологии создания распределенных баз данных обеспечивают доступность разноуровневой медицинской информации и позволяют решать управленческие, медико-социальные, клинические, образовательные, научные и иные задачи.
В информационно-аналитической системе здравоохранения республики актуализировано 30 компьютерных программ. Автоматизация рабочих мест, учетно-отчетных процессов позволяет объективизировать результативность деятельности амбулаторно-поликлинического звена на основе использования мониторинговых систем, анализирующих комплекс медико-экономических статистических показателей.
Телекоммуникационные технологии, включая телемедицинскую сеть, обеспечивают интенсификацию диагностического и лечебного процесса, непрерывный процесс обучения медицинских кадров.
Стратегическими направлениями кадровой политики в амбулаторно-поликлинической службе являются профессиональная переподготовка участковых терапевтов во врачей общей (семейной) практики, дополнительное профессиональное образование (повышение квалификации) врачей педиатрической и акушерско-гинекологической участковой сети, врачей-специалистов. На базе государственного образовательного учреждения «Институт усовершенствования врачей» за последние 5 лет подготовлено 175 врачей общей (семейной) практики, свыше 850 специалистов участковой сети; ежегодно проводится более 40 циклов усовершенствования врачей-специалистов.
II. Основные цели, задачи, сроки реализации Программы
Основными целями Программы являются увеличение продолжительности и повышение качества жизни населения республики на основе совершенствования амбулаторно-поликлинической помощи в соответствии с основными направлениями приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения: развитие первичной медико-санитарной помощи с подготовкой и переподготовкой кадров, реорганизацией системы оплаты труда; оснащение амбулаторно-поликлинических учреждений диагностическим оборудованием в соответствии с растущим спросом населения на оказание медицинской помощи; расширение профилактической работы с проведением дополнительной диспансеризации работающего населения.
Для достижения цели необходимо решение следующих задач:
дальнейшее развитие кадрового и материально-ресурсного потенциала первичного звена амбулаторно-поликлинической помощи, введение адекватных механизмов мотивации его деятельности по сохранению и укреплению здоровья населения;
реорганизация работы в амбулаторно-поликлиническом звене врачей-специалистов с формированием межтерриториальных медицинских центров и оснащением поликлиник современным диагностическим оборудованием;
дальнейшее увеличение объемов профилактической деятельности, внедрение инновационных форм в работу по пропаганде и формированию здорового образа жизни, проведение дополнительной целевой диспансеризации трудоспособного населения с целью активного раннего выявления и профилактики заболеваний и факторов риска их развития;
повышение качества оказания медицинской помощи в до- и постгоспитальном периоде на основе внедрения систем менеджмента качества, стандартизации процессов, реализации принципов доказательной медицины;
формирование системы управления и информационной поддержки структурной реорганизации амбулаторно-поликлинической помощи.
Реализация мероприятий, предусмотренных Программой, будет осуществляться в 2006-2010 годах.
III. Система программных мероприятий
Программа включает мероприятия по следующим приоритетным направлениям:
нормативно-правовое обеспечение структурной реорганизации амбулаторно-поликлинической службы;
реорганизация системы оказания амбулаторно-поликлинической помощи и внедрение новых технологий;
развитие профилактической направленности в амбулаторно-поликлиническом звене;
развитие системы профессиональной подготовки кадров амбулаторно-поликлинического звена;
укрепление материально-технической базы амбулаторно-поликлинического звена здравоохранения и общей врачебной (семейной) практики;
информатизация амбулаторно-поликлинической службы.
1. Нормативно-правовое обеспечение структурной реорганизации амбулаторно-поликлинической службы.
Предусматриваются:
разработка и совершенствование региональных нормативных правовых документов, регламентирующих работу первичного звена здравоохранения;
разработка нормативных правовых документов по взаимодействию системы общей (семейной) врачебной практики, службы скорой и неотложной помощи с консультативно-диагностическими поликлиниками, лечебно-профилактическими учреждениями общего и специализированного профиля;
поэтапное внедрение системы дифференцированной оплаты труда (финансирование за результативность) врачей амбулаторно-поликлинического звена с учетом количественных и качественных показателей;
осуществление дополнительных денежных выплат.
2. Реорганизация системы оказания амбулаторно-поликлинической помощи и внедрение новых технологий.
Планируются:
организация 203 отделений общей врачебной (семейной) практики;
организация центров амбулаторной хирургии на базе МУЗ «Новочебоксарская городская больница», МУЗ «Городская больница № 5» г. Чебоксары;
развитие и укрепление ресурсной базы межтерриториальных медицинских отделений (центров).
3. Развитие профилактической направленности в амбулаторно-поликлиническом звене.
Предусматриваются:
проведение дополнительной диспансеризации работающего населения;
информационное сопровождение приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения в вопросах профилактики и сохранения здоровья населения;
разработка локальных программ и инициатив с участием межведомственных профилактических советов по профилактике табакокурения, рациональному питанию;
иммунизация населения от вирусного гепатита В, гриппа, краснухи, полиомиелита;
проведение скрининга новорожденных на наследственные заболевания обмена веществ (галактоземия) и врожденную дисфункцию коры надпочечников (адреногенитальный синдром).
4. Развитие системы профессиональной подготовки кадров.
Планируются:
внедрение новых технологий и совершенствование программ по подготовке участковых терапевтов, педиатров, врачей общей (семейной) практики и средних медицинских работников;
подготовка и повышение квалификации врачей амбулаторно-поликлинического звена в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения.
5. Укрепление материально-технической базы амбулаторно-поликлинических учреждений.
Предусматриваются:
оснащение открывающихся отделений врачей общей (семейной) практики стандартным медицинским оборудованием и автотранспортом;
реконструкция имеющихся и строительство новых зданий для общей врачебной практики в районах и городах республики;
оснащение диагностическим оборудованием амбулаторно-поликлинических учреждений в рамках приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения.
6. Информатизация амбулаторно-поликлинической службы.
Планируются:
разработка и внедрение в работу врачей амбулаторно-поликлинического звена современных медицинских программных продуктов;
создание в амбулаторно-поликлиническом звене локальных компьютерных сетей, обеспечение доступа к информационным ресурсам сети Интернет.
IV. Ресурсное обеспечение Программы
Общий объем ассигнований на финансирование составляет 124832,0 тыс. рублей, в том числе за счет средств республиканского бюджета Чувашской Республики – 2762,0 тыс. рублей, за счет средств местных бюджетов – 68070,0 тыс. рублей, за счет средств из внебюджетных источников – 54000,0 тыс. рублей; за счет средств федерального бюджета в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения.
Объем финансирования Программы подлежит ежегодной корректировке исходя из возможностей бюджетов указанных уровней.
V. Механизм реализации Программы и контроль за ходом ее реализации
Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в ходе реализации Программы обеспечивает координацию деятельности основных исполнителей, контролирует целенаправленное и эффективное использование ассигнований и выполнение намеченных мероприятий.
Основные исполнители Программы ежегодно разрабатывают и утверждают план работ по реализации мероприятий, предусмотренных Программой, осуществляют организацию, контроль и обеспечение выполнения в полном объеме предусмотренных работ.
Контроль за реализацией Программы осуществляет Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики.
Исполнители мероприятий Программы представляют информацию о ходе их реализации в Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики ежегодно к 10 февраля до 2011 года.
Министерство здравоохранения и социального развития Чувашской Республики информирует Кабинет Министров Чувашской Республики о ходе реализации Программы ежегодно к 1 марта до 2011 года.
VI. Оценка эффективности результатов реализации Программы
Программа позволит реализовать в Чувашской Республике основные направления приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения, подготовленного по поручению Президента Российской Федерации В.В. Путина и утвержденного на расширенном заседании коллегии Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации 14 октября 2005 г., будет способствовать значительному улучшению качества и увеличению продолжительности жизни населения республики.
Мониторинг результативности Программы планируется осуществлять по следующим показателям:
1. Непосредственные результаты:
число посещений амбулаторно-поликлинических учреждений;
охват трудоспособного населения диспансеризацией;
число подготовленных врачей амбулаторно-поликлинического звена по категориям персонала.
2. Среднесрочные результаты:
уровень госпитализации в круглосуточные стационары;
число вызовов скорой медицинской помощи.
3. Долгосрочные результаты:
уровень первичного выхода на инвалидность лиц трудоспособного возраста;
заболеваемость с временной утратой трудоспособности.
Оценка результативности Программы осуществляется согласно приложению № 7.
___________