В 2013 году Министерством здравоохранения и социального развития Чувашской Республики была продолжена реализация мероприятий по сохранению и укреплению здоровья жителей республики в рамках федеральных и республиканских целевых программ и проектов. Среди безусловных приоритетных задач ведомства – реализация указов Президента Российской Федерации В.В. Путина, подписанных в день вступления в должность 7 мая 2012 года, в которых обозначены основные направления развития на ближайшие годы, в частности, по вопросам развития отрасли здравоохранения, долгосрочной социальной и демографической политике.
Сегодня в ведомстве Минздравсоцразвития Чувашии находится 68 учреждений в сфере здравоохранения и 41 – в сфере социального обслуживания. Цель, поставленная Президентом России, – сделать качество их работы принципиально иным.Достойная оплата труда является одним из залогов повышения качества предоставляемых медицинских и социальных услуг. С января 2013 года осуществлялось поэтапное повышение заработной платы отдельным категориям работников государственных учреждений здравоохранения и социального обслуживания Чувашской Республики. Рост средней заработной платы обеспечен по всем категориям работников: по врачам рост заработной платы по отношению к 2012 г. составил 121,7% (28 693,6 рублей), по среднему медицинскому персоналу рост заработной платы по отношению к 2012 г. составил 120,3% (16 284,7 рублей), по младшему медицинскому персоналу, рост заработной платы по отношению к 2012 г. составил 155,0% (10 039,3 рублей). Посоциальным работникам рост заработной платы по отношению к 2012 г. составил 161,7 % (9 595,0 рублей).
Дальнейшее увеличение зарплаты бюджетников будет идти в соответствии с утверждённым графиком и зависеть не только от квалификации, но и качества оказываемых услуг, потому что и сами специалисты должны понимать: новая зарплата предполагает новое качество работы.
В целях повышенияудовлетворенности населения качеством предоставляемой медицинской помощи и социальных услуг в 2013 году сформирована независимая система оценки качества работы организаций, оказывающих социальные услуги, включающая определение критериев эффективности работы подведомственных организаций и введение публичных рейтингов. В 2014 году задачей станет повышение значимости результатов независимых оценок, предполагается значительно увеличить количество соцопросов среди пациентов для учета их мнения в дальнейшей работе.
Большое внимание уделяется решению вопросов кадрового дефицита в отрасли здравоохранения.
В прошлом году, впервые за последние 5 лет, удалось достичь стабилизации численности врачебных кадров государственных учреждений здравоохранения: обеспеченность врачами в 2013 году незначительно увеличилась, составив 42,2 в расчете на 10 тыс. населения. В учреждения здравоохранения республики удалось привлечь 195 выпускников учебных заведений, это на 16,1% больше, чем в 2012 году.
С этого года одной из мер привлечения и удержания специалистов в отрасли станет совершенствование целевого приема абитуриентов, одним из условий которого станет обязательный возврат в учреждение, давшее целевое направление. В случае нарушения условий контракта предусмотрены штрафные санкции.
Продолжается реализация программы «Земский доктор» по привлечению молодых врачей в сельские учреждения здравоохранения. За 2012 – 2013 г. по программе с выплатой подъемных 1 миллиона рублей трудоустроено 186 молодых специалистов, в том числе в 2013 году – 54.
Чтобы село развивалось гармонично, не менее важно обеспечить сельчан качественной медицинской помощью в шаговой доступности.В рамках реализации Указа Главы Чувашской Республики №124 от 02.11.2012 г. «О дополнительных мерах по совершенствованию оказания первичной медико-санитарной помощи сельскому населению в Чувашской Республике» предусмотрено открытие 100 модульных фельдшерско-акушерских пунктов в 2013-2015 годах. На эти цели из республиканского бюджета Чувашской Республики в 2013 г. выделено 40,0 млн. рублей. В 2013 году введено в эксплуатацию 20 модульных ФАП.
Большая работа проведена в рамках региональной Программы модернизации здравоохранения, реализация которой завершилась в 2013 году. Выделенные в рамках этой Программы средства позволили закупить 2768 единиц оборудования, отремонтировать 35 учреждений здравоохранения, сформировать единую информационную систему, объединившую все звенья здравоохранения. Оснащение учреждений здравоохранения современным оборудованием, создание условий благоприятного и комфортного пребывания пациентов в больничных учреждениях способствовали увеличению объемов и перечня специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи, оказанной населению республики по профилям неонатология, акушерство-гинекология, онкология, травматология-ортопедия, абдоминальная, торакальная, сердечно-сосудистая и детская хирургия, в том числе в период новорожденности. Все это позволило достичь позитивных сдвигов в деле сбережения здоровья нации и сохранении ее демографического потенциала.
По данным Чувашстата, в 2013 году в Чувашии сохранился естественный прирост населения: родилось – 17 354 чел., умерло – 16 406 чел. По сравнению с 2012 годом число родившихся уменьшилось на 118 человек (на 0,7%), число умерших - на 201 человек (на 1,2%). Число родившихся превысило число умерших на 948 человек (в 2012 году – на 865 человек), естественный прирост составил 0,8 промилле (в 2012 г. – 0,7). Сохраняется показатель рождаемости - 14,0 на 1 тыс. населения (Россия – 13,3, ПФО – 13,3). Показатель общей смертности населения снизился на 1,1% (13,2 на 1 тыс. населения, Россия - 13,1, ПФО – 14,0).
В 2013 году 7482 ребенка (43,1% от общего числа родившихся живыми) были по очередности рождения первыми, 7059 детей (40,7%) - вторыми, 2209 детей (12,7%) - третьими, 604 ребенка (3,5%) - четвертыми и более. Одним из факторов, характеризующих рост рождаемости – увеличилось количество детей, родившихся в семьях третьими и последующими. Эта тенденция сохраняется в республике уже второй год во многом благодаря социально направленной политике, проводимой в Российской Федерации и Чувашской Республике. В дополнение к материнскому (семейному) капиталу (далее – МСК) в республике выплачивается республиканский материнский (семейный) капитал в размере 100 тыс. рублей семьям, в которых с 1 января 2012 года родился третий или последующий ребенок. На 1 января 2014 г. выдано 4 419 сертификатов на республиканский материнский (семейный капитал), из них в 2013 году – 2 559 сертификатов.
В целях дальнейшей стабилизации демографической ситуации, Указом Главы Чувашской Республики с 1 января 2013 года введена ежемесячная денежная выплата в связи с рождением третьего ребенка или последующих детей до достижения им возраста 3-х лет. Ежемесячная денежная выплата оформлена на 1791 семью.
В республике на 8,3% увеличилось количество многодетных семей. На 1 января 2014 года в Чувашской Республике проживает 9305 многодетных семей, в которых воспитываются 30287 детей (на 01.01.2013 г. – 8592 семей, где воспитывались 27909 детей).
Одной из мер, направленных на улучшение положения семей с детьми, в том числе многодетных, являются государственные пособия семьям с детьми. На 1 января 2014 года ежемесячное пособие выплачивается на 89 953 ребенка, объем израсходованных средств республиканского бюджета Чувашской Республики составил 537466,2 тыс. рублей. Ежемесячное пособие на ребенка, воспитывающегося в семье опекуна (попечителя), приемной семье выплачено на 2 733 детей, объем израсходованных средств из республиканского бюджета Чувашской Республики составил 209763,2 тыс. рублей.
В республике многодетным семьям, имеющим трех и более детей до 18 лет, бесплатно предоставляются в собственность земельные участки. На территории Чувашской Республики по состоянию на 1 января 2014 года многодетным семьям вручены сертификаты на 1822 земельных участка.
В целях дальнейшего повышения рождаемости и стабилизации демографической ситуации необходимо продолжить укрепление института семьи, стимулировать рождаемость и оказывать всестороннюю поддержку многодетным семьям.
Если показатель рождаемости является важнейшим критерием оценки жизнеспособности и воспроизводства населения, то на показатель смертности в первую очередь влияет уровень развития системы здравоохранения.
Благодаря последовательным мероприятиям по совершенствованию организации медицинской помощи, достигнуты целевые значения показателей смертности от болезней системы кровообращения, туберкулеза, младенческой смертности, которые были обозначены в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г.
Младенческая смертность является общепризнанным индикатором социального благополучия региона. В Чувашии организована двухуровневая система перинатальной и неонатальной помощи на стационарном этапе оказания медицинской помощи. По предварительным данным Росстата, по итогам 2013 года показатель младенческой смертности по республике снизился на 9,4% по сравнению с прошлым годом и составил 4,8 промилле (Россия - 8,2 , ПФО – 7,5). Чувашская Республика вошла в число регионов Российской Федерации со стабильно низкими показателями младенческой смертности. Несмотря на усилия всех органов профилактики по снижению смертности детей первого года жизни, по-прежнему, вызывает беспокойство острая проблема гибели младенцев на дому из-за ненадлежащего ухода родителей.
В республике, в целях концентрации кадровых, технологических и материально-технических ресурсов, работает трехуровневая модель оказания медицинской помощи с четкой маршрутизацией пациентов по всем профилям заболеваний на всех этапах оказания медицинской помощи.
Показатель смертности от сердечнососудистых заболеваний в республике один из самых низких в России и ПФО – 545,5 на 100 тыс. населения (Россия – 696,5 , ПФО – 726,5). Этого удалось достичь благодаря функционированию 3-х уровневой системы оказания медицинской помощи и созданию системы сосудистых центров для больных с острыми инфарктами миокарда и инсультами. В 2013 году на базе Больницы скорой медицинской помощи открылось дополнительное сосудистое отделение на 30 коек, обслуживающее в настоящее время практически половину территории г. Чебоксары, а также Моргаушский и Ядринский районы.
Но, несмотря на четко выстроенную систему оказания медицинской помощи сосудистым больным, летальный исход пациентов в ряде случаев диктует необходимость дальнейших структурных преобразований коечного фонда по профилю «кардиология» и «неврология», усиления мероприятий по диспансеризации и реабилитации.
Следующая по важности группа причин смертности населения – новообразования. В целях совершенствования оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями выстроена трехуровневая система оказания медицинской помощи больным с онкологическими заболеваниями; организована работа 6 межтерриториальных диагностических центров в тесном взаимодействии с первичным звеном здравоохранения, система также включает 57 первичных онкологических кабинетов, организованных в рамках Программы модернизации здравоохранения.
По итогам 2013 года смертность от новообразований снизилась на 2,1%, (146,4 на 100 тыс. населения, Россия 2012 г. – 203,1, ПФО 2012 г.– 191,4), в том числе от злокачественных новообразований – на 1,6% (145,3 на 100 тыс. населения, Россия 2012 г. – 201,0, ПФО 2012 г.– 187,8). В структуре смертности основную долю занимают новообразования бронхов и легкого (20,1%), желудка (12,2%), молочной железы (7,2%), ободочной кишки (6,2%). При этом показатель раннего выявления (I-II стадии) онкологической патологии вырос на 0,4% и составил 47,7% (Россия – 49,8% в 2012 году).
В рамках утвержденной государственной программы планируется дальнейшее развитие инфраструктуры учреждений онкологического профиля, в том числе строительство нового хирургического корпуса БУ «Республиканский клинический онкологический диспансер», а также дооснащение учреждений здравоохранения медицинским оборудованием и расходными материалами в соответствии с порядками оказания медицинской помощи.
Серьезным резервом для снижения смертности, особенно в трудоспособном возрасте, является раннее выявление онкологических заболеваний. Этому способствует начавшаяся в 2013 году в республике масштабная диспансеризация как взрослого, так и детского населения. Ежегодно бесплатным медицинским обследованием будет охвачено все детское население и не менее 23% взрослого населения. Всего в 2013 году диспансеризацией охвачено – 231 430 человек, отказались от проведения диспансеризации – 1 142 человека. Диспансеризация в 2013 году проводилась, как в самой медицинской организации, так и с использованием выездных форм работы (специально оснащенные мобильные бригады, по месту работы, учебы населения).
По результатам диспансеризации определенных групп взрослого населения имеют: первую группу здоровья – 31,7% (низкий и умеренный риск развития хронических заболеваний), вторую группу здоровья – 21,6% (высокий риск развития хронических заболеваний), третью группу здоровья – 46,7% (заболевания, требующие динамического наблюдения, лечения).
У 68,3% обследованных (155 017 чел), в большей или меньшей степени, выявлены факторы риска развития хронических неинфекционных заболеваний. Это нерациональное питание – в 70% случаев, гиперхолестеринемия, дислипидемия – в 38%, низкая физическая активность – в 26%, повышенное артериальное давление – в 26%, ожирение – в 14%, курение – в 13%, риск пагубного потребление алкоголя – в 7%.
К сожалению, единственный показатель, который вызывает серьезное беспокойство на межведомственном уровне – это смертность от дорожно-транспортных происшествий: за 2013 год он вырос на 10,2%, составив 19,5 на 100 тыс. населения (Россия – 14,0, ПФО – 16,4).
Анализ итогов 2013 года показал, что в 69,4% случаев смертельный исход регистрируется уже на месте аварий, в результате получения травм, не совместимых с жизнью. Это свидетельствует о том, что смертность от ДТП – показатель интегрированный, на который влияет увеличение тяжести аварий, качество дорожного покрытия, нарушение правил дорожного движения, управление транспортом в состоянии алкогольного опьянения, своевременная и качественная медицинская помощь. Для совершенствования последнего фактора в республике делается многое. Выстроена маршрутизация пострадавших от ДТП, обеспечивающая оказание необходимой медицинской помощи в течение 40 минут, организована работа травматологических центров I, II и III уровней для оказания экстренной и неотложной медицинской помощи с возможностью проведения оперативных телемедицинских консультаций с республиканскими и федеральными центрами по травматологии, нейрохирургии и сочетанной травме.
Учитывая рост смертности от ДТП, планируется дальнейшее укрепление службы «03», материально-технической базы межрайонных травмоцентров в соответствии с федеральными порядками оказания медицинской помощи: в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 12 октября 2013 г. № 914 в 2014 году из средств федерального бюджета на реализацию мероприятий планируется дополнительно выделить 142 млн. рублей. Значительное развитие в ближайшее время получит и трассовая медицина, планируется создание бригад круглосуточного экстренного реагирования (БЭР) для оказания помощи, пострадавшим на догоспитальном этапе в местах концентрации ДТП, а также оснащение бригад скорой медицинской помощи в соответствии с порядками и стандартами.
Также в целях оптимизации деятельности станций скорой медицинской помощи и решения проблем обновления автопарка без масштабного финансового вложения средств регионального бюджета с 2013 года в службе скорой медицинской помощи будут апробированы технологии аутсорсинга: предоставление автомобилей в аренду частными организациями, включая их содержание, ремонт и техническое обслуживание. В рамках проекта «Новая скорая и неотложная помощь» запланировано обеспечить новыми автомобилями по данному принципу работы 35 круглосуточных бригад скорой медицинской помощи в гг. Чебоксары и Новочебоксарск.
Кроме того, по лизинговым программам в 2014 году планируется закупить 1 автомобиль скорой медицинской помощи, привлекаемый для обслуживания спортивных и культурно-массовых мероприятий, осуществления непрофильных перевозок. Таким образом, всего в рамках программ ГЧП в 2014 году запланировано обновить 32 автомобиля скорой медицинской помощи, что составит 15% используемого автопарка автомобилей скорой медицинской помощи.
Развитию государственно-частного партнерства уделялось особое внимание и в других сферах здравоохранения. В настоящее время в медицинских организациях осуществляется аутсорсинг непрофильных услуг, таких как обслуживание зданий и сооружений, техническое обслуживание оборудования, организация питания для пациентов, стирка белья и т.д..
В 2013 году на основе механизма ГЧП в г. Чебоксары организован Центр амбулаторного гемодиализа для проведения плановой заместительной почечной терапии методами гемодиализа общей плановой мощностью 15 тыс. посещений в год. Открытие в республике современного диализного центра на 100 диализных мест позволяет своевременно обеспечить медицинской помощью всех пациентов, нуждающихся в амбулаторном программном гемодиализе. Диализным центром проведено 6708 процедур амбулаторного гемодиализа на общую сумму 27,9 млн. рублей.
В январе 2014 года благодаря механизму ГЧП на базе Больницы скорой медицинской помощи открылся Республиканский участок централизованной переработки медицинских отходов (УЦПМО). Этот, своего рода, полигон стал первой специализированной площадкой в России, где сбор и утилизация медицинских отходов будет производиться централизованно.
Также в рамках Государственной программы «Развитие здравоохранения Чувашской Республики на 2013-2020 годы» посредством ГЧП запланирована организация санаторно-курортного этапа медицинской реабилитации на базе ОАО «Санаторий «Чувашиякурорт» пациентам, перенесшим острую сосудистую патологию и пациентам с заболеваниями костно-мышечной системы.
В рамках Всероссийского совещания «Медицинская реабилитация как средство снижения смертности и инвалидизации населения», проводимого в марте 2013 года, Министр здравоохранения Российской Федерации дала высокую оценку развития медицинской реабилитации в Чувашской Республике, отметив необходимость дальнейшего развития всех этапов реабилитации, включая санаторно-курортный.
В 2013 году расширено реабилитационное отделение для неврологических больных на базе Городской клинической больницы № 1, продолжили свое функционирование реабилитационные отделения для кардиологических больных в Республиканском кардиологическом диспансере, для травматологических больных в Городской клинической больнице №1, детское реабилитационное отделение в Республиканской детской клинической больнице. В 2014 году планируется организация дополнительного реабилитационного отделения на базе Больницы скорой медицинской помощи.
Новый виток развития получит и паллиативная помощь в Чувашии. В 2013 году было открыто новое паллиативное отделение на 20 коек на базе Комсомольской ЦРБ. В рамках реорганизации системы предоставления медицинской помощи населению в Чувашской Республике в 2014 году предусмотрена организация дополнительных паллиативных отделений в Новочебоксарской городской больнице, Больнице скорой медицинской помощи, Городском клиническом центре, и расширение паллиативного отделения для детей в Республиканской детской клинической больнице.
В целях повышения эффективности деятельности нестационарных учреждений социального обслуживания населения ведется последовательная работа по оптимизации их структуры с учетом нуждаемости граждан в различных формах социального обслуживания. В рамках реализации Плана мероприятий в части оптимизации бюджетных средств в 2013 году в результате реорганизации в форме слияния из 11 центров социального обслуживания населения, 4 центров социальной помощи семье и детям, 2 социально-реабилитационных центров для несовершеннолетних образованы 6 комплексных центров социального обслуживания населения и 1 социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних.
В 2013 году в системе социального обслуживания населения Чувашской Республики взят курс на переход работы учреждений социального обслуживания на участковый принцип работы. Это станет определенным новшеством в социальном обслуживании населения республики по организации работы по профилактике и предотвращению попаданию граждан в трудную жизненную ситуацию. В истекшем году комплексный центр социального обслуживания населения г. Чебоксары и Новочебоксарский центр социального обслуживания населения провели большую подготовительную работу по организации данной работы. В 2014 году такая работа будет проделана остальными центрами социального обслуживания населения.
В результате положительной динамики показателей рождаемости и снижения смертности на территории республики увеличилась ожидаемая продолжительность жизни населения до 70,3 лет в 2012 году (Россия – 70,2 лет). Это диктует необходимость модернизации сферы социального обслуживания населения, внедрения инновационных технологий в работе с пожилыми и инвалидами.
Осенью этого года в Новочебоксарске впервые прошла Спартакиада для пожилых «Спортивное долголетие». Ведущие здоровый образ жизни бабушки и дедушки состязались в легкой атлетике, плавании, настольном теннисе, дартс, шахматах и других видах спорта. Уже летом нынешнего года, а именно в День России, 12 июня, в Чувашии пройдет первая Спартакиада пенсионеров страны. Об этом стало известно в ходе визита в республику председателя Комитета Совета Федерации по социальной политике, председателя Союза пенсионеров России В. Рязанского. Спортивное мероприятие пройдет под девизом «За активное долголетие». Регулярные спартакиады в республике проводятся и для инвалидов.
В 2013 году министерством и подведомственными учреждениями проводилась работа по предоставлению социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Стационарное социальное обслуживание предоставлялось 2126 гражданам пожилого возраста и инвалидам. В 2013 году направлено на стационарное социальное обслуживание в дома-интернаты 121 человек.
Помимо этого, социальные услуги оказывались и другим категориям граждан. В 2013 году при БУ «Комплексный центр социального обслуживания населения г. Чебоксары» Минздравсоцразвития Чувашии открылось отделение помощи женщинам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации с круглосуточным стационаром,рассчитанное на одновременное пребывание как одних женщин, так и женщин с детьми до 4 лет.
Также 115 гражданам без определенного места жительства, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, оказана социально-медицинская помощь через центр социальной адаптации для лиц указанных категорий (восстановлены документы, трудоустроены, оказана медицинская помощь, направлены в интернатные учреждения и т.д.).
На дому социальные и социально-медицинские услуги предоставлены 4 тыс. гражданам, из которых 2,6 тыс. – одинокие и одиноко проживающие люди.
В 2013 году велась последовательная работа по реализации полномочий по предоставлению мер социальной поддержки отдельным категориям граждан.
С 1 июля 2013 года Законом Чувашской Республики от 26 июля 2013 г. № 34 увеличены размеры ежемесячных денежных выплат для ветеранов труда и ветеранов труда Чувашской Республики с 1026 руб. до 1082 руб., тружеников тыла - с 925 руб. до 1027 руб., реабилитированных лиц - с 2456 руб. до 2591 руб., лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий - с 2187 руб. до 2307 рублей. Ежегодно получателей данных выплат растет. Если на 31 декабря 2012 года выплаты предоставлялись 132,7 тыс. региональным льготникам, то на 31 декабря 2013 года – 133,4 тыс. гражданам. На предоставление мер социальной поддержки региональным льготникам из республиканского бюджета Чувашской Республики направлено 1,9 млрд. рублей, что на 5,5 % больше, чем в 2012 году.
Одним из основных направлений социальной защиты инвалидов является их реабилитация и интеграция в общество. В Чувашии ведется работа по созданию инвалидам и другим маломобильным группам населения доступной среды для полноценной жизни. В 2013 году в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы Министерством разработан проект подпрограммы «Доступная среда» на 2014-2015 годы, которая вошла в состав государственной программы Чувашской Республики «Социальная поддержка граждан» на 2012-2020 годы. В подпрограмму включены мероприятия по адаптации учреждений социальной инфраструктуры для инвалидов и других маломобильных групп населения, модернизации автомобильного транспорта общего пользования, оснащению приоритетных учреждений средствами ориентации для инвалидов по зрению и слуху и другие.
Продолжена работа по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, а также предоставление при наличии медицинских показаний путевок на санаторно-курортное лечение и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно. В 2013 году техническими средствами реабилитации обеспечены 86,8% инвалидов из 10,4 тыс. нуждающихся. Общая стоимость проведенных аукционов по техническим средствам реабилитации и выплаченной компенсации составляет 183,73 млн. рублей. Федеральным бюджетом на обеспечение инвалидов (ветеранов), проживающих на территории Чувашской Республики, путевками на санаторно-курортное лечение и проезд к месту лечения и обратно в истекшем году выделено 30,8 млн. рублей, что позволило закупить 1499 путевок.
Большое внимание в истекшем году уделено вопросу автоматизации сферы социальной защиты населения. В 2013 году создан и функционирует «Социальный портал Чувашской Республики», где размещена полная информация по обеспечению населения, проживающего на территории Чувашской Республики, мерами социальной защиты. На «Социальном портале» открыты сайты всех социальных учреждений республики, работает Социальная электронная регистратура, предоставляющая возможность записи к работнику учреждений социальной защиты и социального обслуживания населения, функционирует Социальный калькулятор, с помощью которого можно рассчитать размер любой социальной выплаты. В конце 2013 года внедрен новый программный продукт по санаторно-курортному лечению инвалидов, заключен государственный контракт на разработку программного продукта по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации, который будет реализован в 1 квартале 2014 года.
Таким образом, основными задачами Минздравсоцразвития Чувашии на ближайшую перспективу станут преодоление кадрового дефицита в отрасли здравоохранения, совершенствование системы медицинской реабилитации, паллиативной медицинской помощи, дальнейшее функционирование трехуровневой модели здравоохранения и приведение материально-технической базы учреждений здравоохранения в соответствие федеральным порядкам, а также внедрение участкового принципа социального обслуживания населения Чувашской Республики, привлечение негосударственного сектора к оказанию социальных услуг, формирование безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения.