Информация
о результатах проведения в 2014 году оценки качества предоставляемых социальных услуг республиканскими государственными учреждениями социального обслуживания
В целях реализации постановления Кабинета Министров Чувашской Республики от 28 мая 2007 г. № 118 «Об утверждении Порядка оценки соответствия качества фактически предоставленных бюджетных услуг стандартам и основным требованиям к результатам работы бюджетных учреждений в соответствии со стандартами качества предоставления бюджетных услуг» Министерством здравоохранения и социального развития Чувашской Республики в текущем году организовано проведение социологического опроса среди граждан, получающих услуги в системе государственного социального обслуживания населения Чувашской Республики.
Степень удовлетворенности жителей Чувашской Республики качеством предоставляемых социальных услуг является одним из важнейших показателей результатов деятельности Минздравсоцразвития Чувашии. В целях комплексной оценки качества социального обслуживания населения при организации данной работы поставлены следующие задачи:
оценка социально-демографической структуры получателей социальных услуг;
оценка удовлетворенности населением деятельностью различных типов учреждений;
подготовка предложений по повышению качества и эффективности социального обслуживания в Чувашской Республике.
Опрос проведен методом анкетного опроса получателей социальных услуг во всех типах республиканских государственных учреждений социального обслуживания.
Мнение граждан о качестве предоставления социальных услуг выявлялось с учетом требований Государственного стандарта Чувашской Республики «Социальное обслуживание населения в Чувашской Республике», утвержденным постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 20 октября 2005 г. № 258 «О социальном обслуживании населения в Чувашской Республике» (с последующими изменениями).
1. Стационарные учреждения социального обслуживания.
По состоянию на 1 апреля 2014 г. в бюджетных учреждениях стационарного социального обслуживания (дома-интернаты для престарелых и инвалидов) находятся - 277 чел, в психоневрологических интернатах - 1578 чел., в детском доме-интернате для умственно отсталых детей – 177 чел.
В целях выявления мнения граждан пожилого возраста и инвалидов о качестве предоставляемых социальных услуг в 3-х домах-интернатах для престарелых и инвалидов анкетным опросом охвачено 141 чел. (50,9%) от общего количества получателей социальных услуг в данных учреждениях.
В учреждениях психоневрологического профиля опрос проводился среди 213 чел. (13,5%), 1365 чел. (86,5 %) не подлежали опросу, так как обеспечиваемые по характеру своего заболевания не могут достаточно полно ориентироваться в окружающей обстановке и собственной личности, и, как правило, неспособны дать адекватные ответы на поставленные вопросы. Последние признаны в установленном судом порядке недееспособными. В детском доме-интернате для умственно отсталых детей опрос проводился среди граждан, проживающих в отделении реабилитации для инвалидов молодого возраста БУ «Кугесьский детский дом-интернат для умственно отсталых детей». Всего было опрошено 25 чел. (14,1%) от общего количества получателей социальных услуг в данном учреждении.
Состав опрошенных в стационарных учреждениях социального обслуживания отличается следующими особенностями. По возрастной структуре в учреждениях проживают обеспечиваемые в возрасте:
- 18-55 лет составляют 50,9 %,
- 56-60 лет – 13,5 %,
- 61-80 лет – 31,1 %,
- 81 и более лет – 4,5 %.
Из числа опрошенных 56,5 % составляют мужчины, женщины – 43,5 %.
По семейному положению: 72,6 % обеспечиваемых являются одинокими, 11,1 % - овдовевшими, 12,9 % - разведенными, и лишь 3,4 % - женатыми (замужними).
Больше половины опрошенных граждан (75,2 %) не имеют детей.
Среди контингента опрошенных лиц: инвалиды 1 группы – 41,7 %, 2 группы - 52 %, с 3 группой инвалидности в интернатах проживают 2,6 % от общего количества, не имеют инвалидности – 3,7 %.
По срокам проживания в интернатах из охваченных опросом: до 1 года - 34 чел. (9 %), от 1 до 3 лет – 90 чел. (23,7 %), от 3 до 5 лет – 52 чел. (13,7 %) и свыше 5 лет - 203 чел. (53,6 %).
Результаты опроса показывают, что абсолютное большинство граждан пожилого возраста и инвалидов удовлетворены условиями проживания - 3674 чел., что составляет 96,8 % от общего количества опрошенных, 1,1 % (4 чел.) граждан не удовлетворены и 2,1 % (8 чел.) затрудняются ответить. Качеством приготовления пищи в учреждениях довольны 358 чел. (94,5%), 10 чел. ответили отрицательно (2,6 %) и 2,9 % (19 чел.) затрудняются ответить. 379 чел. довольны своевременной сменой постельных принадлежностей и одежды (100 %).
Из общего количества анкетируемых лиц 359 чел. (94,7 %) удовлетворены квалификацией (знание нормативных документов, доброжелательность, добросовестность) специалистов стационарных учреждений, 1 чел. – не удовлетворены (0,3 %) и 19 (5 %) затрудняются ответить.
Помощь в приобретении дополнительных продуктов, товаров для нужд предоставляется 373 гражданам пожилого возраста и инвалидам или 98,4 % охваченных опросом, которые в свою очередь довольны качеством предоставления этой услуги, 5 чел. (1,3 %) – не нуждаются в предоставлении данной услуги и соответственно помощь им не оказывается, и 0,3 % затрудняется ответить.
В результате опроса выяснилось, что качеством предоставляемой медицинской помощи в интернатах удовлетворены 367 чел. (96,8 %) от общего количества обеспечиваемых, 1,3 % граждан недовольны и 1,8 % затрудняются ответить. Также 369 чел. (97,4 %) удовлетворены качеством и количеством социокультурных мероприятий, 2,6 % ответили отрицательно или затруднились ответить.
В БУ «Социально-оздоровительный центр граждан пожилого возраста и инвалидов «Вега» опрос проводился среди 73 чел. (72,3%) от общего количества прошедших курс оздоровления в данном учреждении с 27 марта по 16 апреля 2014 года.
По возрастной структуре в учреждении оздоравливались граждане в возрасте:
- 56-60 лет – 6,9 %,
- 61-80 лет – 89 %,
- 81 и более лет – 4,1 %.
Из числа опрошенных 9,6 % составляют мужчины, женщины – 90,4 %.
По семейному положению: 47,9 % - женатыми (замужними), 41,1 % -овдовевшими, 5,5 % - разведенными и лишь 5,5 % обеспечиваемых являются одинокими.
Из общего числа опрошенных граждан 84,9 % имеют детей в пределах Чувашии.
Среди контингента опрошенных лиц: ветераны труда – 90,4 %, труженики тыла – 4,1 %, инвалиды - 1,4 % от общего количества, другие (пенсионеры и т.д.) - 4,1 %.
Результаты опроса показывают, что граждане пожилого возраста и инвалиды удовлетворены условиями проживания – 73 чел., что составляет 100 % от общего количества опрошенных. Качеством приготовления пищи в учреждениях довольны 71 чел. (97,3 %) и 2 чел. (2,7 %) затрудняются ответить. 73 чел. довольны своевременной сменой постельных принадлежностей и одежды (100 %).
Из общего количества анкетируемых лиц 73 чел. (100 %) удовлетворены квалификацией (знание нормативных документов, доброжелательность, добросовестность) специалистов учреждения.
В результате опроса выяснилось, что организацией досуга удовлетворены
71 чел. (97,3 %) и 2 чел. (2,7 %) затрудняются ответить. Также 71 чел. (97,3 %) удовлетворены предлагаемым перечнем оздоровительных мероприятий и 2 чел.
(2,7 %) затрудняются ответить.
В целях совершенствования оздоровительных услуг звучали такие предложения, как постройка бассейна, устройство парикмахерской, создание аптечного пункта и прочее.
2. Полустационарное учреждение социального обслуживания.
В КУ «Республиканский центр социальной адаптации для лиц без определенного места жительства и занятий» Минздравсоцразвития Чувашии
(далее – центр) опрос проводился среди 18 чел. (100 %) от общего количества получателей социальных услуг в данном учреждении.
Состав опрошенных отличается следующими особенностями. По возрастной структуре в учреждениях проживают обеспечиваемые в возрасте:
- 18-55 лет составляют 72,2 %,
- 56-60 лет – 11,1 %,
- 61-80 лет – 16,7 %.
В составе опрошенных присутствует 83,3 % мужчин и 16,7 % женщин.
По семейному положению: 33,3 % обеспечиваемых являются одинокими, 33,3 % - разведенными, 16,7 % - овдовевшими и 16,7 % - женатыми (замужними).
Имеют детей в пределах Чувашии – 22,2 %, в одном населенном пункте – 44,5 %, не имеют детей – 33,3 %.
Среди контингента опрошенных лиц: инвалиды III группы – 16,7 %, не имеют инвалидности – 83,3 %.
Из граждан, охваченных опросом, состоят на социальном обслуживании в центре до 1 года - 38,9 %, от 1 до 3 лет – 38,9 %, свыше 5 лет – 22,2 %.
Результаты опроса показывают, что все граждане, охваченные опросом,
(100 %) удовлетворены условиями размещения центра, качеством приготовления пищи и условиями проживания (100 %) в центре.
Из общего количества анкетируемых лиц 18 чел. (100 %) удовлетворены квалификацией (знание нормативных документов, доброжелательность, добросовестность) специалистов центра.
Имеют возможность не реже, чем один раз в неделю принять гигиенический душ (ванну) 18 граждан или 100 % охваченных опросом, которые в свою очередь довольны качеством предоставления этой услуги.
3. Нестационарные учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов.
Для оказания гражданам жизненно необходимых услуг в республике функционирует разветвленная сеть бюджетных учреждений нестационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов - 24 центров социального обслуживания населения, включающих:
54 отделений социального обслуживания на дому, в которых состоят на обслуживании 3662 чел.,
8 специализированных отделений социально-медицинского обслуживания на дому, в которых состоят на обслуживании 435 чел.,
8 отделений дневного пребывания на 210 мест, в которых за I квартал 2014 г. получили обслуживание 496 чел.,
43 отделений временного проживания на 676 мест, в которых по состоянию на 1 апреля проживало 605 чел.,
20 отделений срочного социального обслуживания и социально-консультативной помощи, в которых за I квартал 2014 г. предоставлены 29587 социальных услуг.
В ходе проведения в 1 квартале 2014 года оценки качества социальных услуг, предоставляемых в центрах социального обслуживания населения, опрошено 2524 получателей социальных услуг, в т.ч. 1169 граждан, состоящих на надомном социальном обслуживании (46,32 %), 246 гражданина, состоящие на полустационарном социальном обслуживании в отделениях дневного пребывания и временного проживания (14,74 %), 843 граждан, получивших срочные социальные услуги (33,4%).
Среди опрошенных граждан основная доля (69 %) – женщины, доля мужчин соответственно – 31 % от общего количества принявших участие в опросе. Большая часть опрошенных лиц (30 %) имеет среднее специальное образование, доля граждан, имеющих высшее образование, составляет 15 %. В городах проживают 49 % граждан, принявших участие в опросе, в сельской местности - 51 %.
Состав по возрастным группам следующий:
возрастная группа
|
количество
человек
|
%
|
18-55 лет
|
335
|
13
|
56-60 лет
|
400
|
16
|
61-80 лет
|
1412
|
56
|
81 и более
|
377
|
15
|
39,7 % граждан, принявших участие в опросе – одинокие, 37,8 % – овдовели, 23,8 % имеют супругов, 8,9 % - в разводе.
Детей имеют 68 % опрошенных. От общего числа лиц, имеющих детей, у 70% дети проживают в пределах Чувашии, у 30 % - за пределами Чувашской Республики.
Состав опрошенных граждан по срокам нахождения на социальном обслуживании:
Срок нахождения на социальном обслуживании
|
Количество человек
|
%
|
Всего
|
в т.ч. из числа лиц, находящихся на постоянном социальном обслуживании (на дому и в отделениях временного проживания)
|
Всего
|
в т.ч. из числа лиц, находящихся на постоянном социальном обслуживании (на дому и в отделениях временного проживания)
|
до 1 года
|
503
|
157
|
20
|
10
|
от 1 года до 3 лет
|
672
|
384
|
27
|
25
|
от 3 лет до 5 лет
|
660
|
467
|
26
|
30
|
свыше 5 лет
|
689
|
547
|
27
|
35
|
Из общего числа граждан, принявших участие в опросе, 69% составляют инвалиды, из их общего числа 10 % - инвалиды I группы.Данные показатели по гражданам, получающим социальные услуги на дому, составляют соответственно 72 % и 9% в отделениях временного проживания – 47 % и 7 %.
Опрос проведен среди граждан, получающих услуги в бюджетных учреждениях нестационарного социального обслуживания, по формам социального обслуживания – социальное обслуживание на дому, специализированное социально- медицинское обслуживание на дому, полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного пребывания, полустационарное социальное обслуживание в нестационарных условиях в отделениях временного проживания, срочное социальное обслуживание и социально-консультативная помощь.
По результатам опроса выявилось следующее.
В целом по республике условиями размещения учреждения (доступность, обеспечение средствами коммунально-бытового обслуживания, оснащение телефонной связью, наличие помещения для приема граждан) удовлетворены 94% граждан, высказали неудовлетворенность условиями размещения учреждения 2 % опрошенных граждан, воздержались от ответа на поставленный вопрос – 4 %. Наибольший процент неудовлетворенности размещением учреждения наблюдается среди граждан, получающих услуги в отделениях срочного социального обслуживания (4 %),
Среди лиц, получающих социальные услуги, неудовлетворенных квалификацией специалистов учреждения (в опросных листах под квалификацией принимались знание специалистами нормативных документов, доброжелательность, добросовестность и т.п.) в целом по республике нет. Доля воздержавшихся от ответа граждан всего составила 1 %, наибольший процент воздержавшихся - в отделениях дневного пребывания (2%).
Кроме того, анкетируемым был задан вопрос об их удовлетворенности полнотой и доступностью информации о порядке и правилах предоставления социальных услуг. В целом по республике граждане, получающие услуги в учреждениях социального обслуживания, довольны полнотой и доступностью информации о порядке и правилах предоставления социальных услуг. Воздержались от ответа всего по республике 3% опрошенных лиц.
Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется только на основании договора, заключенного между гражданином и учреждением, предусматривающего порядок оказания и получения социальных услуг (включая перечень и периодичность предоставления социальных услуг, условия оплаты). Во всех учреждениях действуют собственные службы контроля за деятельностью подразделений и работников по оказанию услуг на их соответствие государственному стандарту социального обслуживания, другим нормативным документам в области социального обслуживания, налажена работа по информированию населения о порядке и условиях предоставления социальных услуг (оформлены информационные стенды, ведется тесная работа со средствами массовой информации, регулярно проводятся встречи с населением и т.п.)
Итоги проведенного в 2014 году опроса среди граждан пожилого возраста и инвалидов, состоящих на надомном социальном обслуживании, показали достаточную степень удовлетворенности соблюдением периодичности посещений их работниками учреждений. В отделениях социального обслуживания на дому периодичностью посещений социальными работниками и заведующими отделений удовлетворены 100 % опрошенных. В специализированных отделениях социально-медицинского обслуживания на дому 100% обслуживаемых граждан положительно ответили на вопрос об удовлетворенности периодичностью посещений их социальными работниками, медсестрами и заведующим отделением.
Опрос также подтвердил соответствие перечня и периодичности предоставляемых социальных услуг, согласованных в договоре (более 99 % - в отделениях социального обслуживания на дому, 100% в специализированных отделениях социально-медицинского обслуживания на дому, более 99 % - в отделениях дневного пребывания и временного проживания).
В отделениях временного проживания условиями проживания, возможностью посещения бани не реже одного раза в неделю удовлетворены 100 % опрошенных, качеством приготовления пищи – 100 %.
В отделениях дневного пребывания условиями пребывания удовлетворены 100 % опрошенных граждан, перечнем и качеством социокультурных мероприятий – также 100 %.
Анализ, проведенный по результатам опроса граждан пожилого возраста и инвалидов, показал, что качество предоставляемых социальных услуг соответствует требованиям Государственного стандарта Чувашской Республики «Социальное обслуживание населения в Чувашской Республике».
4. Учреждения социального обслуживания семьи и детей.
Опрос проводился методом самозаполнения анкет в 3 специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации и 10 учреждениях социального обслуживания населения, 1 социальном приюте для детей и подростков, 1 реабилитационном центре для детей и подростков с ограниченными возможностями.
В исследовании приняло участие 3824 человек, которые лично получали услуги в учреждениях социального обслуживания семьи и детей, в том числе 2352 родителя, воспитывающих несовершеннолетних детей (66% от общего числа респондентов), а также 1472 несовершеннолетних детей в возрасте от 10 до 17 лет.
Из числа опрошенных 83,4 % женщины, 16,6 % мужчины, несовершеннолетних в возрасте 10-14 лет – 70 %, 14-18 лет – 30 %, что примерно соответствует половой и возрастной структуре клиентов учреждений социального обслуживания семьи и детей.
В учреждениях социального обслуживания семьи и детей большую часть услуг получают семьи, средний душевой доход которых ниже величины прожиточного минимума (80 %). Однако, как показывает данный опрос, в услугах нуждаются и те семьи, где средний душевой доход превышает величину прожиточного минимума (10,6 %), .
При ранжировании причин обращений в учреждения социального обслуживания семьи и детей выяснилось, что у родителей несовершеннолетних детей на первом месте желание получить материальную помощь, а у самих несовершеннолетних на первом месте желание пообщаться со своими сверстниками, получить психологическую поддержку, трудоустроиться.
Далее причины обращений в учреждения расположились в следующем порядке:
№ п/п
|
Причины обращений у
несовершеннолетних
|
% от общего числа опрошенных несовершеннолетних
|
|
Причины обращений у
родителей несовершеннолетних
|
% от общего числа опрошенных родителей несовершеннолетних
|
1
|
желание пообщаться со своими сверстниками, культурно провести свободное время
|
41,3
|
|
желание получить материальную помощь
|
63,9
|
2
|
желание получить материальную помощь
|
33,9
|
|
потребность в консультации
|
45,2
|
3
|
желание получить психологическую поддержку
|
23,4
|
|
желание получить психологическую поддержку
|
27,6
|
4
|
потребность в консультации
|
20
|
|
желание пообщаться с социальными работниками, которые внимательно относятся к нуждам клиентов
|
17,4
|
5
|
желание пообщаться с социальными работниками
|
13,7
|
|
желание получить медицинскую помощь
|
14,2
|
6
|
желание трудоустроится в свободное от учебы время
|
11,2
|
|
желание пообщаться с другими родителями, культурно провести свободное время
|
12,1
|
7
|
желание получить медицинскую помощь
|
11
|
|
от этого зависит будущее моей семьи, состояние детско-родительских отношений
|
9,4
|
8
|
от этого зависит будущее моей семьи, конфликт с родителями
|
4,6
|
|
боязнь насилия со стороны мужа (жены), соседей, жителей микрорайона
|
2,1
|
9
|
одиночество, болезни
|
4,3
|
|
|
|
|
боязнь насилия со стороны родителей, соседей, жителей микрорайона
|
1,4
|
|
|
|
Потребности в социальных услугах родителей несовершеннолетних удовлетворяются в полной мере у 49 %, частично у 41,2 %, не удовлетворяются у 2,6 %, затруднились ответить 7,2 %.
Анализ показывает, что:
70,2 % опрошенных родителей полагают, что сотрудники учреждений социального обслуживания семьи и детей озабочены безопасностью респондентов.
66,7 % респондентов несовершеннолетних считают, что в учреждениях социального обслуживания семьи и детей научились управлять собой.
77 % родителей находят, что при планировании предоставления им услуги учитывается их мнение.
Опрос безнадзорных детей, находящихся на полном государственном обеспечении, показал, что одежда, обувь и предметы вещевого довольствия удобны в пользовании (82 %). Качеством приготовления пищи удовлетворены 80,9 % несовершеннолетних.
89,8 % родителей готовы пользоваться услугами учреждений социального обслуживания семьи и детей при возникновении проблем у семьи в будущем, а 95,4 % родителей порекомендовали бы услуги своим родственникам или знакомым.
Анализ анкет показал, что специалисты учреждений социального обслуживания семьи и детей при оказании услуг семьям и несовершеннолетним умеют выслушать клиента, организовать помощь, активизировать личность клиента на самопомощь, компетентны, доброжелательны, отзывчивы (96,4 %).
Клиенты учреждений социального обслуживания семьи и детей в целом удовлетворены качеством предоставляемых услуг.