ИНФОРМАЦИЯ
об организации обеспечения лекарственными препаратами граждан в Чувашской Республике в 2014 году
´Лекарственное обеспечение населения является важнейшей составляющей медицинской помощи, и от того, насколько полно удовлетворяются потребности в лекарственных средствах, во многом зависит уровень здоровья членов общества и, в конечном итоге, продолжительность и качество их жизни.
´Стратегия + Государственная программа «Развитие здравоохранения» на 2013-2020 годы
´Приоритетные направления в развитии системы лекарственного обеспечения определены Стратегией лекарственного обеспечения населения Российской Федерации на период до 2025 года (далее – Стратегия), разработанной во исполнение Указа Президента Российской Федерации В.В. Путина от 07.05.2012г. №598.
´Основные положения Стратегии реализуются в Чувашской Республике в рамках подпрограммы «Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях» государственной программы Чувашской Республики «Развитие здравоохранения» на 2012–2020 годы.
Основной проблемой, решаемой Стратегией, является качество медицинской помощи и удовлетворенность населения этой помощью, в том числе в части лекарственного обеспечения.
Существующая система оценки качества медицинской помощи во главу угла ставит анализ удовлетворенности пациентов как непосредственных потребителей медицинских услуг как в стационарных условиях, так на амбулаторно-поликлиническом этапе.
Оценка качества оказания медицинских услуг.
Проведенный в 2013 году анализ удовлетворенности населения в Чувашской Республике медицинской помощью показал, что 71,1% опрошенного населения оказываемой медицинской помощью удовлетворены, 17,6% - больше удовлетворены, чем не удовлетворены, 9,8% - не полностью удовлетворены, 0,9% не удовлетворены, 0,5% - затруднились ответить.
В структуре обоснованных жалоб граждан в 2013 году жалобы на неудовлетворенность лекарственным обеспечением составили 3,7%.
Обращения граждан по вопросам лекарственного обеспечения
Несмотря на наличие на всех уровнях власти нормативно-правовых актов по вопросам бесплатного обеспечения нуждающихся лекарственными препаратами, как показывает практика, определенные проблемы в этой сфере все-таки существуют. Граждане сталкиваются с серьезными проблемами при их реализации.
Период
|
2009г.
|
2012г.
|
2013г.
|
5 мес.
2014г.
|
Количество письменных обращений по вопросам лекарственного обеспечения, поступивших в Минздравсоцразвития Чувашии
|
215
|
147
|
124
|
49
|
´Основной причиной письменных обращений в 2012 году, является отсутствие выписки льготных рецептов на назначенные лекарственные препараты.
В ходе анализа причин возникновения жалоб, поступивших в Минздравсоцразвития Чувашии в 2013 году, было установлено, что 46% жалоб связано с назначением лекарственных препаратов по международному непатентованному наименованию.
25% обратившихся граждан обратились с целью получения информации разъяснительного характера: о полагающихся льготах, о наличии того или иного препарата в действующем перечне, о качестве лекарственных препаратов.
Оставшиеся 9% граждан пожаловались на несвоевременную выдачу льготного рецепта.
Динамика изменения федерального регистра лиц
Вышесказанное объясняет тот факт, чточисленность лиц, сохранивших право на бесплатное лекарственное обеспечение в рамках набора социальных услуг в Чувашской Республике, продолжает снижаться. По данным Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике:
По состоянию на дату:
|
01.01.2012
|
01.01.2013
|
01.01.2014
|
Всего в Федеральном регистре
из них:
|
112431
|
111256
|
109522
|
сохранивших за собой право на получение социальной услуги
|
19515 (17,4%)
|
19268 (17,3%)
|
18615 (17,0%)
|
Снижение числа граждан, сделавших свой выбор в пользу социальной услуги, объясняется рядом проблем, связанных с несовершенством действующего законодательства и недостаточной информированностью пациентов. Поскольку закупки лекарственных препаратов производятся по международным непатентованных наименованиям возникают сложности при лекарственном обеспечении пациентов с индивидуальной непереносимостью тех или иных наименований препаратов. Пациенты часто отказываются от получения препаратов в аптеке по причине нежелания принимать дешевые аналоговые препараты.
Отсутствие необходимых препаратов в утвержденных Перечнях лекарственных препаратов и малая потребность в лекарственных препаратах также понуждает гражданина сделать выбор в пользу ЕДВ. При этом граждане недооценивают риск развития тяжелых заболеваний, требующих специфической терапии. Поэтому в случаях обострения заболевания обращаются в Пенсионный Фонд с заявлением о досрочном возврате набора социальных услуг. В 2013 году было подано порядка 200 заявлений подобного рода.
Для достижения основной цели Стратегии, а именно, повышения доступности качественных, эффективных и безопасных лекарственных препаратов для медицинского применения с целью удовлетворения потребностей населения и системы здравоохранения в Чувашской Республике реализуется ряд мероприятий согласно разработанному плану.
Затраты на одного льготника в месяц
1. Проведена полная централизация закупок лекарственных препаратов по государственным заказам, что позволило стабилизировать обеспечение населения важнейшими лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения, в том числе за счет экономии денежных средств на торгах. В 2013 году проведено 424 открытых аукциона в электронной форме на закупку лекарственных препаратов для льготных категорий граждан. Денежная экономия по результатам торгов составила 17% или 46,3 млн. рублей (по закупкам в рамках 178-ФЗ) и 12,6% или 13,2 млн. рублей (по закупкам в рамках постановления № 890).
Стоимость лекарственных препаратов для медицинского применения, предоставляемых отдельным категориям граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи, в расчете на одного гражданина в месяц с 2011 года увеличилась на 7% и составила 951 рубль.
Стоимость лекарственных препаратов для обеспечения льготных категорий граждан в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 30.07.1994г. № 890, в расчете на одного гражданина в месяц с 2011 года увеличилась на 19,5% и составила 282 рубля.
Закупка лекарственных препаратов (стационарный сегмент)
2. Проведена централизация закупок лекарственных препаратов, включенных в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, для нужд лечебных учреждений.
Путем проведения совместных торгов, организованных КУ «Центр ресурсного обеспечения государственных учреждений здравоохранения» Минздравсоцразвития Чувашии в 2013 году проведено 303 открытых аукциона в электронной форме. Денежная экономия по результатам торгов составила 14,4% или 57 млн. рублей.
Динамика стоимости ЖНВЛП с 01.01.2013 по 01.01.2014
Централизация закупок положительным образом повлияла на уровень закупочных цен на жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты в госпитальном сегменте. В сравнении с январем 2013 года уровень цен на ЖНВЛП госпитального сегмента в январе 2014 года снизился на 2,37% (в ПФО произошло повышение на 0,04%). При этом, по состоянию на 01.01.2013г. было зафиксировано повышение закупочных цен на ЖНВЛП госпитального сегмента на 0,08%.
Ситуация с уровнем цен на ЖНВЛП амбулаторного сегмента достаточно стабильная. В сравнении с январем 2013 года уровень цен на ЖНВЛП амбулаторного сегмента в январе 2014 года снизился на 0,73% (в ПФО произошло снижение на 0,61%).
Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 04.06.2014г. № 197 «О внесении изменений в некоторые постановления Кабинета Министров Чувашской Республики» КУ «Центр ресурсного обеспечения государственных учреждений здравоохранения» Минздравсоцразвития Чувашии определено уполномоченным учреждением Чувашской Республики на определение поставщиков на закупку лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения для медицинских организаций Чувашской Республики (казенных и бюджетных учреждений Чувашской Республики).
В связи с вступлением в силу Федерального закона от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», это позволит в полном объеме контролировать рациональность и целесообразность закупок лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения, проводимых медицинскими организациями.
Инфраструктура процесса льготного лекарственного обеспечения
3. Внедрен персонифицированный учет лекарственного обеспечения льготных категорий граждан на всех этапах реализации льготных программ (от момента формирования потребности на уровне медицинской организации до момента распределения и отпуска лекарственных препаратов пациентам) в амбулаторно-поликлиническом секторе.
В Республиканской медицинской информационной системе разработан новый программный продукт «Регистр выписанных и отпущенных рецептов», объединяющий две составляющие льготного лекарственного обеспечения (выписку рецептов и отпуск препаратов), что позволило оперативно отслеживать товарные остатки в пунктах отпуска. В результате 45 учреждений здравоохранения и 40 прикрепленных к ним аптечных организаций в режиме реального времени осуществляют мониторинг выписанных льготных рецептов и отпущенных по ним лекарственных препаратов.
Государственная услуга «Заполнение и направление в аптеки электронных рецептов»
В соответствии с распоряжением Кабинета Министров Чувашской Республики от 28.05.2010 г. «О переходе на предоставление в электронном виде государственных, муниципальных и иных услуг органами исполнительной власти Чувашской Республики, органами местного самоуправления в Чувашской Республике, государственными (автономными) учреждениями Чувашской Республики и муниципальными (автономными) учреждениями» на едином портале государственных услуг Российской Федерации гражданам Чувашской Республики доступна услуга «Заполнение и направление в аптеки электронных рецептов». В личном кабинете гражданину доступна информация обо всех выписанных и отпущенных ему лекарственных препаратах.
Персонифицированный учет лекарственных препаратов в стационаре
3. Внедрен персонифицированный учет назначаемых лекарственных препаратов в условиях стационара.
Подсистема ведения персонифицированного учета лекарственных препаратов (далее – ПУЛП) предназначена для комплексного информационно-аналитического обеспечения процессов учета, анализа и контроля за лекарственным обеспечением в медицинской организации, автоматизации работы врача по назначению лекарственных препаратов и контролю его выполнения, автоматизации работы среднего медперсонала по выполнению врачебных назначений.
В 2013 году подсистема ПУЛП была установлена в 16 медицинских организациях республики. В 2014 году планируется внедрение программы еще в 26 медицинских организациях.
Основные показатели реализации программ льготного лекарственного обеспечения
Программа ОНЛП
В Регистре по состоянию на 01.06.2014г. состоит 24498 человек, за лекарственной помощью обратились 12476 человек. Выписано 109374 льготных рецепта, обслужено 108232 рецепта на общую сумму 64,9 млн. рублей. Уровень обеспеченности льготных рецептов составил 99,3%. Средняя стоимость рецепта составила 600,32руб.
Постановление Правительства РФ от 30.07.1994 № 890
В Регистре по состоянию на 01.06.2014г. состоит 79086 человек, в том числе дети до 3-х лет – 56978 человек. За лекарственной помощью обратилось 17858 человек, выписан 49431 льготный рецепт. Обслужено аптечными организациями 48797 рецептов (уровень обеспеченности 99,0%). Средняя стоимость рецепта составила 715,62 рублей.
Программа 7 высокозатратных нозологий
В Регистр по состоянию на 01.06.2014г. включено 913 человек, 559 из них получают лекарственные препараты. В период с 01.01.2014г. по 01.06.2014г. было выписано 2052 льготных рецепта на сумму свыше 90 млн. рублей. Уровень обеспеченности рецептов составил 99,4%, средняя стоимость одного рецепта 44,7 тыс. рублей.
Индикаторы подпрограммы
Проведенные мероприятия позволили по итогам 2013 года достичь запланированных Программой показателей уровня удовлетворенности спроса в необходимых лекарственных препаратах.
В 2014 году работа по основным направлениям реализации подпрограммы «Совершенствование системы лекарственного обеспечения, в том числе в амбулаторных условиях» будет продолжена, кроме того, определена приоритетная задача -формирование нормативной базы по лекарственному обеспечению детей, страдающих хроническими вирусными гепатитами.