Татьяна Богданова, первый заместитель министра здравоохранения и социального развития Чувашской Республики:
- Здоровье – это одно из основных благ человека, которое важно не только для каждого персонально, но и для общества в целом. 31 июля 2014 года Глава Чувашской Республики Михаил Васильевич Игнатьев подписал Указ «О дополнительных мерах по укреплению здоровья и повышению качества жизни населения Чувашской Республики». С одной стороны, это тема, которая обсуждается каждый день, но она и требует ежедневного обсуждения. Любое мероприятие, которое хоть сколько-нибудь позволит нам улучшить качество жизни населения, очень важно. Указ подразумевает, что мы должны объединить совместные усилия в реализации целого ряда мероприятий, направленных на охрану здоровья жителей республикм. Мы это будем делать на основе комплексного анализа. Разрабатывается Профиль здоровья Чувашской Республики, где будут представлены факторы, так или иначе влияющие на здоровье населения республики.
Каждое муниципальное образование должно будет разработать свой Профиль здоровья. Статистика свидетельствует, что в каждом муниципалитете есть свои особенности, свои факторы, которые либо позитивно, либо отрицательно влияют на состояние здоровья жителей муниципалитета.
На основании Профиля здоровья должен быть разработан некий стратегический план развития и дальнейшего сохранения и укрепления здоровья. В рамках Указа Главы Чувашской Республики создана Правительственная комиссия по вопросам охраны здоровья населения Чувашской Республики. Такая комиссия существует и на уровне Правительства Российской Федерации, которую возглавляет Дмитрий Анатольевич Медведев. Это сделано с той целью, чтобы эффективность любой программы, которая реализуется в республике или в муниципалитете, обязательно оценивалась с точки зрения влияния на здоровье. Будь то программа или мероприятие, которое направлено на повышение экологической безопасности, качества образования, медицинских услуг, градостроения, проектирования. Здоровье - это комплексное понятие.
Хочется напомнить, что с 2003 года в республике активно развивается движение «Здоровые города», которое реализует основные стратегии международного подхода к сохранению и укреплению здоровья. На днях город Чебоксары празднует достаточно знаменательную дату – 10 лет участия в движении «Здоровые города». Официально в 2005 году, 17 мая, была создана региональная сеть «Здоровые города, районы, поселения», которая охватывает не только городское население, но и жителей всей республики. В 2015 году мы будем справлять десятилетие нашей региональной сети «Здоровые города, районы, поселения».
Когда мы говорим о здоровье, мы говорим о том, что надо сохранить демографический потенциал, увеличить численность населения. На здоровье с одной стороны влияет рождаемость: впервые за последние 20 лет зарегистрирован естественный прирост населения. Женщины стали рожать больше вторых, третьих и последующих детей, в том числе, благодаря мерам социальной поддержки многодетных семей. С другой стороны – смертность населения, которую необходимо сокращать.
На состояние здоровья здравоохранение влияет всего лишь на 10%. Все остальное – наша среда обитания, питание, активный или неподвижный образ жизни, качество образования, дорожного покрытия, это город, который способствует творческому развитию личности, наличие велосипедных дорожек и т.д. Все это, по мнению международного сообщества, влияет на здоровье.
В рамках Указа Главы Чувашии наша задача – реализовать мероприятия, которые согласно международным стратегиям реализуются с учетом межсекторального подхода. Это образование, культура, здравоохранение, природопользование, экология, чистая вода, рациональная застройка, доступная для любого человека среда, зеленые сады, парки. Важно, чтобы все эти мероприятия были реализованы с учетом мнения населения. Если говорить о движении «Здоровые города, районы, поселения», то именно участие населения в формировании мероприятий, связанных со здоровьем, очень важны для разработки стратегического плана развития.
В рамках движения «Здоровые города, районы, поселения», прежде всего, должен соблюдаться принцип «Здоровье для всех в 21 веке», «Местная повестка дня на 21 век». Мы говорим об экологическом подходе к сохранению здоровья, о политической приверженности к сохранению здоровья, об обязательном участии населения. Любое мероприятие, которое проводится или планируется на территории муниципального образования должно содействовать укреплению и сохранению здоровья.
Наш основной посыл – возродить движение «Здоровые города, районы, поселения» и воспользоваться тем положительным опытом, который существует в ряде муниципалитетов, например, в г. Чебоксары, г. Новочебоксарск, чтобы этот опыт можно было использовать в других муниципальных районах республики.
У каждой фазы движения «Здоровые города» есть свои особенности. Первая, вторая и третья фаза развития проекта «Здоровые города, районы, поселения» с 1988 по 2002 г. были в основном направлены на разработку методологии движения «Здоровые города, районы, поселения» и на обязательном межсекторальном подходе в решении вопросов сохранения здоровья населения. Например, четвертая фаза движения большое внимание уделяла развитию проекта «Активное долголетие», когда ряд мероприятий реализовывался в отношении пожилых людей. Есть такое интересное направление, как здоровое городское планирование, когда город формируется, строится, реконструируется с учетом благоприятного расположения парков, садов, доступной среды для творческого развития каждого проживающего человека. Было еще такое направление как «физическая активность»: доступность сооружений спорта и здоровья в каждом муниципалитете.
Сегодня по срокам и по приоритетам на уровне международного сообщества реализуется шестая фаза проекта «Здоровые города», у которой тоже есть свои особенности. Прежде всего, это ориентированная на человека система здравоохранения, участие местных сообществ в создании коллективного руководства, лидерства в интересах здоровья. Это абсолютное соблюдение равенства, для каждого проживающего в муниципалитете, доступность медицинских, образовательных, социальных услуг, решение наиболее актуальных проблем, в т.ч. предотвращение развития хронических неинфекционных заболеваний. А это болезни системы кровообращения, органов пищеварения, онкологические заболевания, которые в большей степени зависят от рационального питания, образа жизни и окружения.
Чтобы проект «Здоровые города, районы, поселения» на уровне муниципалитета развивался достаточно активно, прежде всего, необходимо создать аналогичную комиссию на уровне муниципального образования для решения вопросов охраны здоровья. Если на уровне Правительства у нас есть Правительственная комиссия, то на уровне муниципалитета должен быть Межведомственный совет по охране здоровья. В состав совета должны войти общественные организации, наиболее активные граждане, проживающие в муниципалитете, обязательно – СМИ, чтобы работа совета активно обсуждалась среди населения. Следующим шагом станет создание Профиля здоровья, где будет представлен анализ здоровья муниципалитета с учетом особенностей. На основании уже проведенного анализа должен быть сформирован план устойчивого развития муниципалитета, который должен содержать конкретные мероприятия в целях укрепления здоровья. Это могут быть различные мероприятия, которые, возможно, сегодня уже реализуются. Основная задача – сформировать комплексный план и добиться результатов. Однозначно, должен быть не формальный подход к разработке мероприятий: любая, даже самая инновационная инициатива, которая на первый взгляд не воздействует на здоровье, должна быть рассмотрена, чтобы как можно больше новых нетрадиционных мероприятий для привлечения к здоровому образу жизни каждого человека могли быть реализованы.
Елена Наумова, главный внештатный специалист по медицинской профилактике Минздравсоцразвития Чувашии:
Приоритет здравоохранения – профилактика. Это закреплено в федеральном законе, который гарантирует профилактическое направление. На уровне Российской Федерации создано достаточно нормативных документов, связанных с вопросами профилактики: ФЗ №323 «Об основах охраны здоровья граждан», достаточно часто обсуждаемый закон №15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма». Созданы концепции по осуществлению государственной политики в области потребления табака, политика в области снижения масштабов потребления алкоголя. Имеется мощный нормативный документ «Основы государственной политики в области здорового питания».
Вся структура мероприятий по охране здоровья строится с учетом анализа причин. Мы говорим о лидирующей позиции, так называемой, неинфекционной патологии. Мы научились бороться с инфекциями, они стали «управляемыми», у нас нет вспышек инфекционных заболеваний. Но, к сожалению, на первое место выходят неинфекционные патологии, большая часть из которых связана с неправильным образом жизни (сосудистые заболевания, сахарный диабет, болезни органов дыхания, пищеварения). Эти заболевания составляют более 70% от структуры всей заболеваемости. В Чувашской Республике доля неинфекционной патологии составляет 67%. Поэтому в тех мерах профилактики, которые мы выстраиваем, есть медицинский и немедицинский компонент.
Если мы говорим о медицинской составляющей, то в первую очередь, это медицинские осмотры, диспансеризация населения, которая проводится в системе здравоохранения, это диспансерное наблюдение пациентов, которые имеют те или иные хронические заболевания.
Следующее достаточно большое направление – формирование ЗОЖ, которое складывается из двух направляющих:
- информирование граждан. Наши граждане должны знать, что влияет на их здоровье, что они должны делать, чтобы его укрепить. Решить эту задачу только силами медицинских работников мы не можем, в этом нам помогают работники культуры, образования, средств массовой информации;
- обеспечение условий для ведения ЗОЖ, укрепления здоровья. Здесь важна координация всех ведомств, которые есть в муниципалитете.
Поскольку одним из ведущих направлений в медицине мы считаем профилактические медицинские осмотры, то диспансеризация населения, которая идет уже второй год дала положительные итоги. За 7 месяцев этого года при запланированном объеме более 200 тыс. человек, на сегодняшний день 67% прошло диспансеризацию. Это мощный показатель.
При анализе структуры выявленных заболеваний: 28% - это абсолютно здоровое население, это хороший показатель. Как правило, это более молодые люди. Это более 40 тыс. людей, которые не имеют никаких факторов риска и заболеваний, люди, которых мы считаем абсолютно здоровыми. Это люди с первой группой здоровья.
Примерно 19% - это люди, которые имеют те или иные факторы, влияющие на здоровье. Через какое-то количество времени эти факторы могут привести к тому или иному хроническому заболеванию.
53% населения имеют хронические заболевания и стоят на диспансерном учете.
Все наши действия должны быть направлены на то, чтобы вторая группа населения, которая имеет факторы риска развития заболеваний, перешла в первую группу здоровья, отказавшись от факторов риска.
При анализе второй группы по районам показатель разнится. Это зависит от возраста, от того, какое население прошло диспансеризацию. Эти факторы риска мы называем «управляемыми». Мы не говорим «пол», «возраст», «наследственность», мы говорим о факторах, которыми можно управлять. В первую очередь это курение, риск пагубного употребления алкоголя, неправильное питание, низкая физическая активность, результатом которой становится избыточная масса тела, которая в свою очередь приводит к повышению артериального давления, холестерина в крови, глюкозы.
Самым распространенным фактором среди людей, которые прошли диспансеризацию, является нерациональное питание. 76% населения, которое прошло диспансеризацию, по разным причинам неправильно питается.
На втором месте - проблема с низкой физической активностью (27% прошедших диспансеризацию). 13% признались, что они курят.
Наша основная задача направлена на профилактику этих факторов риска. Чтобы у нас стало меньше курящих, чтобы пагубное потребление алкоголя снизилось.
Показатели по районам разные. Нам очень важен профиль, чтобы мы знали ту динамику, те изменения, которые наблюдаются в том или ином муниципалитете.
Третью группу здоровья мы тоже не оставляем без внимания. Это люди, которые имеют хронические заболевания – 53% населения. Лидеры на сегодняшний день – болезни системы кровообращения. Они составляют почти 50%.
Мы должны объединить усилия здравоохранения, образования и культуры на уровне каждого муниципалитета. Для формирования ЗОЖ на уровне каждого поселения необходимо, во-первых, информировать население о ЗОЖ через СМИ, работников образования, медицинских работников. Во-вторых, необходимо создавать благоприятную экологию: заботиться о состоянии воды, чистого воздуха и т.д. Следующее направление – борьба с курением. ФЗ-15 не борется с курящими, он защищает права некурящих. Далее - создание доступности здоровой пищи в детских садах, школах, трудовых коллективах. Трудоспособное население должно иметь условия для доступности здоровой пищи. Создание условий для физической активности: парки, сады, велосипедные дорожки, ФОКИ, стадионы. И такое важное направление как жилищно-бытовые условия – это градостроительная политика, своевременный ремонт и т.д.
Профиль здоровья – это инструмент для межведомственного взаимодействия. Это описание количественных и качественных показателей здоровья и факторов, которые его определяют. На основании Профиля здоровья будет создан Стратегический план по улучшению здоровья, в котором мы бы хотели видеть в первую очередь следующие направления:
- мероприятия, направленные на поддержку семьи,
- мероприятия в области экологической безопасности,
- мероприятия в области дорожно-транспортной инфраструктуры,
- мероприятия, направленные на повышение благосостояния, создание рабочих мест,
- создание рынка экологически чистых продуктов питания,
- мероприятия в области благоустройства территории,
- мероприятия в области формирования ЗОЖ,
- социализация людей с ограниченными возможностями,
- мероприятия для повышения физической активности,
- мероприятия по сохранению духовного здоровья населения,
Чтобы оценить эффективность проводимых мероприятий, они обязательно должны мониторироваться.
Наталья Володина, член рабочей группы по подготовке Указа:
- Хотелось бы подчеркнуть несколько моментов. Первое – в медицину вложено очень много денег, но бесконечно вкладывать в нее средства невозможно. Да и нет смысла. Не должно быть ориентации на лечение, ориентация должна быть на здоровый образ жизни, поэтому ответственность за здравоохранение передана на региональный уровень, т.е. на территории муниципалитетов. Наша жизнь происходит на территории муниципалитета, вот почему именно там формируется наше здоровье: улучшается или ухудшается.
Почему указ Главы Чувашской Республики имеет такое системное значение? Потому что профиль здоровья – это тот инструмент, та форма, которая должна соединить усилия власти и усилия самих людей в организации здоровой среды. Поэтому просьба к средствам массовой информации – освещать процесс формирования профилей здоровья с самого начала.
Профили здоровья станут базовым документом, на основе которого сформируется стратегия развития районов, городов и всей республики. Хотелось бы, чтобы проект профиля здоровья был опубликован в СМИ. Много говорилось про медицинскую профилактику, но основное направление Указа в том, чтобы создавалась базовая среда, чтобы граждане республики на уровне каждого городского или сельского округа понимали, что они должны соучаствовать в формировании этой среды. С помощью СМИ, люди должны понять, что надо соучаствовать в этом процессе. Только от них зависит, где будет пролегать та или иная беговая, велосипедная дорожка, как будут решаться проблемы с местной свалкой и т.д. Президент России на эту тему говорил очень много: без развития инициативы внутри муниципального сообщества сдвинуть какие-то глобальные процессы в стране невозможно.
Татьяна Богданова, первый заместитель министра здравоохранения и социального развития Чувашской Республики:
- Давайте предоставим слово г. Чебоксары, потому что там достаточно давно реализуются инициативы проекта «Здоровые города». Может быть, на конкретных примерах, станет более понятно, как остальным муниципалитетам реанимировать деятельность движения «Здоровые города, районы, поселения».
Галина Васильева, начальник отдела по социальным вопросам администрации города Чебоксары:
- Проект «Здоровые города» - это международный проект, который при поддержке Европейского Регионального Бюро Всемирной Организации Здравоохранения развивается уже более 20 лет. Сегодня проект перерос в глобальное движение: более 1500 городов, районов и поселков более чем 30 стран Европейского региона ВОЗ участвуют в его развитии, вовлечены в национальные, региональные и тематические сети.
Основной задачей проекта является ликвидация социальных различий в отношении всех факторов, влияющих на здоровье населения, создание условий для развития здоровья на основе межсекторальных принципов взаимодействия.
Первые шаги в проекте «Здоровые города»Чебоксары сделали еще в 2004-м году: сначала город был принят в Российскую национальную сеть «Здоровые города», в 2006-м стал аккредитованным членом проекта Европейского Регионального Бюро Всемирной организации здравоохранения «Здоровые города». В 2010 году Чебоксары вступили в Ассоциацию по улучшению состояния здоровья и качества жизни населения «Здоровые города, районы и поселки». В настоящее время глава нашего города Леонид Черкесов является членом президиума Ассоциации.
22 мая 2014 года в Москве на очередном общем собрании российской Ассоциации «Здоровые города, районы и поселки» Чебоксары были удостоены двух наград:
- благодарственное письмо Министерства здравоохранения Российской Федерации за социальную ответственность, приверженность политике здоровья и устойчивого развития, активную деятельность в Ассоциации "Здоровые города, районы и поселки";
- почетная грамота Ассоциации «Здоровые города, районы и поселки» за высокие достижения в реализации проекта «Здоровые города» и особый вклад в осуществление деятельности, направленной на улучшение состояния здоровья и качества жизни горожан, укрепление ценности здоровья и создание благоприятной для населения среды обитания.
За 10 лет работы в проекте «Здоровые города» Чебоксары добились больших результатов. Численность населения столицы возросла на 26 тысяч, рождаемость увеличилась на 1900 человек.
В городе построено более 60 спортивных объектов. Активно занимающихся физической культурой и спортом чебоксарцев стало больше на 1500.
Кроме того, город Чебоксары занял второе место во Всероссийском конкурсе на звание «Самое благоустроенное городское (сельское) поселение России» по итогам 2012 года.
Среди приоритетных направлений благоустройства Чебоксар – содержание объектов озеленения, цветочное оформление территорий. Основным средством украшения городских территорий является цветочное оформление. При оформлении городских цветников в 2014 г. традиционно использовались элементы Чувашской символики, цвета национального Флага Чувашской Республики, число 545 (юбилей города Чебоксары), «Золотая рыбка», «Яблочко» и др.
В Чебоксарах уделяется максимальное внимание совершенствованию системы обращения с отходами, обновлению парка спецтехники и контейнеров для сбора ТБО. В настоящее время специализированными организациями заменено 3390 шт. металлических контейнеров для сбора ТБО на евроконтейнеры, что составляет 37% от общего количества контейнерного парка. В городе организован сбор и вывоз ртутьсодержащих отходов на утилизацию в специализированную организацию, запланирована установка специальных контейнеров для сбора ртутьсодержащих ламп и приборов от населения. На сегодняшний день управляющими организациями закуплено и установлено в жилом фонде города 30 спецконтейнеров.
За период весенних экологических мероприятий в 2014 году проведено 628 экологических акций, в которых участвовало свыше 73 тыс. человек. За этот период на городскую санкционированную свалку ТБО отправлено 2553,89 тонн отходов.
Проект «Здоровые города» предполагает внедрение эффективных способов управления качеством жизни, в центре которых находится человек. Для успешного внедрения механизмов открытости и прозрачности работы органов местного самоуправления в Чебоксарах развиваются новые формы участия граждан в управлении. Во главу угла поставлена обратная связь, когда каждый житель города имеет возможность непосредственно обратиться к представителям органов власти, высказать свое мнение и быть услышанным. Это и встречи администрации города с населением в микрорайонах, «прямые» линии, информационные дни, интерактивная приемная, публичные слушания, а также впервые организованные общественные обсуждения на независимых площадках и единые дни отчета участковых.
«Чебоксары – город, устремлённый в будущее, и в стратегиях его развития необходимо учитывать вопросы повышения качества городского управления, когда местная власть руководствуется не абстрактными планами, а именно людскими заботами и интересами конкретного человека. Это наша общая задача и руководство города здесь не останется в стороне, ведь любая встреча - это не только совместное обсуждение проблем, но, что самое важное, поиск оптимальных путей их решения. В этом заинтересованы все», - отмечает глава города Чебоксары Леонид Черкесов.
Антинаркотическая комиссия города Чебоксары, созданная еще в 2008 году в целях совершенствования межведомственного взаимодействия в области противодействия незаконному обороту наркотических средств, признана лучшей в Чувашии по итогам республиканского конкурса-фестиваля в 2014 году.
В городе многое сделано для развития инфраструктуры массового спорта и создания условий для занятий физкультурой. Не первый год идет установка спортивных тренажеров во дворах жилых кварталов и на детских площадках (с 2011 года на придомовых территориях столицы появилось более 370 уличных тренажеров и 345 единиц спортивного оборудования), открываются новые физкультурно-оздоровительные комплексы. В настоящее время к услугам населения города Чебоксары предоставлено 921 спортивное сооружение, в том числе 7 стадионов, 149 спортивных залов, 21 плавательный бассейн, 438 спортивных площадок, 13 лыжных баз.
Большая работа ведется в столице по привлечению жителей к занятиям физической культурой и спортом на свежем воздухе. Пример тому – традиционная «Зарядка со звездой», которая проходит в городе с 2011 года и из года в год набирает обороты. В 2013 году был установлен российский и европейский рекорд по количеству участников – более 28 тысяч. Летом 2014 года к акции присоединились самые маленькие чебоксарцы – в детской зарядке со звездой 1 июня приняли участие 15 тысяч детей.
Массовые занятия физической культурой и спортом под открытым небом – визитная карточка города Чебоксары.Так, в 2014 году в столице стартовали такие летние проекты, как «Йога на свежем воздухе» и «Акробатика на свежем воздухе». Инициатива столичных тренеров и фитнес-инструкторов по проведению бесплатных занятий для чебоксарцев в городских парках была одобрена администрацией города и в настоящее время получает распространение среди сторонников активного образа жизни.
В рамках 10-летия участия города Чебоксары в международном проекте «Здоровые города» и 545-летия со дня основания столицы Чувашской Республики администрацией города разработан информационный буклет «Профиль здоровья города Чебоксары-2014». В профиле представлена полная картина жизни города. Буклет будет представлен вниманию участников межрегиональной конференции «Здоровое городское планирование – основа качества жизни населения», которая пройдет в завтра, 16 августа в Федеральном центре травматологии, ортопедии и эндопротезирования.
Татьяна Богданова, первый заместитель министра здравоохранения и социального развития Чувашской Республики:
- Вот пример активной работы. Я понимаю, что тема с одной стороны – новая, с другой стороны – она стара. Мы должны издать Профили здоровья населения муниципальных районов, предварительно обязательно обсудив их на рабочих группах с привлечением средств массовой информации. Любое обсуждение профиля здоровья должно проходить в рамках какого-либо крупного мероприятия на уровне муниципалитета. Результатом каждого профиля должен стать стратегический план здорового и устойчивого развития территории, который включит в себя все аспекты влияния на состояние здоровья населения. Вот эти базовые документы мы должны разработать.
Сегодня у нас с вами только первое совещание, далее мы будем возвращаться к этой теме очень часто. Каждый профиль здоровья будет обязательно рассмотрен на Правительственной комиссии по охране здоровья населения, она у нас уже создана, утвержден ее состав. Поэтому, уважаемые коллеги, готовьте профили здоровья, заслушивать будем каждый муниципалитет с анализом сложившегося состояния здоровья и планами, которые будут реализовываться с одной главной общей целью – с целью укрепления здоровья человека.
Все поручения по поводу сроков, а также методология будут направлены позднее, но эту работу надо было предварить, с учетом того, что она, однозначно, непростая. Это аналитика практически всех секторов деятельности администрации. Естественно, это и работа с министерством и медицинскими организациями, которые являются профессионалами в деле анализа здоровья населения. Еще не забудьте о необходимости проведения социологических опросов на тему того, что не устраивает жителей на территории того или иного муниципалитета, что их беспокоит, что необходимо прежде всего решить.
Наталья Володина:
- Будут ли пилотные районы? Инициатива должна исходить с мест?
Татьяна Богданова, первый заместитель министра здравоохранения и социального развития Чувашской Республики:
- Инициатива не наказуема, а приветствуется. Если есть готовые муниципалитеты, мы ждем предложений. Естественно, Чебоксары и Новочебоксарск будут заслушиваться одними из первых, так как давно реализуют этот проект. На одной из последних Коллегий прозвучало, что Канаш готов присоединиться и в числе первых презентовать свой профиль здоровья. Поэтому ждем предложений и надеемся на сотрудничество.
Елена Губанова, Чебоксарская районная газета «Таван Ен»:
- Как вы будете определять качественные и некачественные показатели здоровья?
Татьяна Богданова, первый заместитель министра здравоохранения и социального развития Чувашской Республики:
- Есть объективные показатели состояния здоровья, которые характеризуются очень многими параметрами: состояние здоровье, смертность, в т.ч. по возрастным группам и по причинам. Есть показатели, которые характеризуют качество атмосферного воздуха, питьевой воды, почвы. Вторая группа – субъективные показатели – это социологические опросы населения. То есть, когда мы говорим о качестве здоровья - это значит удовлетворенность своим здоровьем самих жителей, их удовлетворенность качеством получаемых социальных услуг. Мы будем проводить социологические опросы совместно с муниципалитетами и те ответы, которые получим, как раз и обозначат «болевые точки», над которыми в муниципалитетах должны поработать.
Любовь Шемарина, заместитель министра информационной политики и массовых коммуникаций Чувашской Республики:
- Лейтмотив всех наших мероприятий – сохранение здоровья и повышение качества жизни. Хотелось бы попросить о тесном сотрудничестве между редакциями газет и администрациями. Чтобы эта тема «красной нитью» проходила через всю подаваему. информацию. Поскольку тут такой большой объем межсекторной работы разных отраслей, информации будет много и это правильно, так как здоровье и благополучие граждан – это задача и муниципалитетов, и власти, и самого человека в первую очередь.
Татьяна Богданова, первый заместитель министра здравоохранения и социального развития Чувашской Республики:
- Хотелось бы всех поздравить с хорошим началом большой серьезной работы, которая нам предстоит. Будем вместе искать новые мысли и идеи для улучшения здоровья всех и каждого.