ЗАКОН
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
О КОМИССИЯХ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ В ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Принят
Государственным Советом
Чувашской Республики
23 декабря 2005 года
Настоящий Закон в соответствии с Федеральным законом "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" устанавливает порядок образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав в Чувашской Республике.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Порядок образования, организационно-технического и финансового обеспечения деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав
1. Порядок образования комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - комиссии по делам несовершеннолетних) и осуществления ими отдельных государственных полномочий определяется законодательством Российской Федерации, законодательством Чувашской Республики и настоящим Законом.
2. Материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности комиссий по делам несовершеннолетних осуществляется уполномоченным Кабинетом Министров Чувашской Республики органом исполнительной власти Чувашской Республики (далее - уполномоченный орган).
3. Комиссии по делам несовершеннолетних действуют на основании положения, утвержденного федеральным органом государственной власти, и настоящего Закона.
Статья 2. Законодательство Чувашской Республики о комиссиях по делам несовершеннолетних
Законодательство Чувашской Республики о комиссиях по делам несовершеннолетних основывается на Конституции Российской Федерации, Федеральном законе "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних", других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и состоит из Конституции Чувашской Республики, настоящего Закона, других законов Чувашской Республики и иных нормативных правовых актов Чувашской Республики.
Статья 3. Основные задачи и принципы деятельности комиссий по делам несовершеннолетних
1. Основными задачами деятельности комиссий по делам несовершеннолетних являются:
1) предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;
2) осуществление мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних;
3) осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики, по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также с обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
4) осуществление мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики, по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории Чувашской Республики;
5) взаимодействие с общественными объединениями, религиозными организациями и гражданами по вопросам предупреждения безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних;
6) иные задачи, установленные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также законами и иными нормативными правовыми актами Чувашской Республики.
2. Деятельность комиссий по делам несовершеннолетних основывается на принципах:
1) законности;
2) поддержки семьи и взаимодействия с ней в вопросах защиты прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних;
3) индивидуального подхода к реабилитации несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации;
4) обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.
Статья 4. Система комиссий по делам несовершеннолетних в Чувашской Республике
Систему комиссий по делам несовершеннолетних в Чувашской Республике составляют:
Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее - Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних);
комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в муниципальных районах и городских округах (далее - районные (городские) комиссии по делам несовершеннолетних).
Статья 5. Порядок образования комиссий по делам несовершеннолетних
1. Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних образуется Кабинетом Министров Чувашской Республики и является постоянно действующим координационным органом, обеспечивающим единый подход к решению проблем профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав и законных интересов на территории Чувашской Республики.
2. Состав Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних утверждается Кабинетом Министров Чувашской Республики.
3. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Чувашской Республики (далее - органы местного самоуправления) наделяются отдельными государственными полномочиями в части образования и обеспечения деятельности комиссий по делам несовершеннолетних на соответствующей территории.
4. Районные (городские) комиссии по делам несовершеннолетних, образованные органами местного самоуправления, являются постоянно действующими органами, осуществляющими координацию деятельности субъектов профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений на территории соответствующего муниципального района, городского округа Чувашской Республики (далее - муниципальное образование).
5. Состав районных (городских) комиссий по делам несовершеннолетних утверждается главой муниципального образования.
6. В состав районных (городских) комиссий по делам несовершеннолетних входят представители органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, органов местного самоуправления, уполномоченного органа, общественных объединений, научных и иных организаций.
Глава 2. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОМИССИЙ
ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
Статья 6. Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних
1. Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних:
1) координирует на территории Чувашской Республики деятельность органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обобщает и распространяет положительный опыт их работы;
2) оказывает районным (городским) комиссиям по делам несовершеннолетних организационно-методическую помощь, осуществляет анализ их деятельности, обобщает и распространяет положительный опыт их работы;
3) участвует в разработке и реализации республиканских целевых программ, иных нормативных правовых актов, направленных на профилактику безнадзорности, беспризорности, алкоголизма, наркомании и правонарушений несовершеннолетних, защиту семьи и детства;
4) формирует единую базу данных о выявленных безнадзорных, беспризорных несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении, в которых воспитываются несовершеннолетние дети, в соответствии со сведениями, представляемыми районными (городскими) комиссиями по делам несовершеннолетних;
5) формирует единую базу данных об органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Чувашской Республике;
6) регулярно информирует Кабинет Министров Чувашской Республики о состоянии работы по профилактике безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, выявленных нарушениях прав и законных интересов детей на территории Чувашской Республики, вносит предложения по осуществлению мер по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, устранению причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних в Чувашской Республике;
7) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.
2. Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних вправе:
1) запрашивать в установленном порядке от органов исполнительной власти Чувашской Республики, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, общественных и иных организаций информацию по вопросам, входящим в ее компетенцию;
2) заслушивать на своих заседаниях должностных лиц органов исполнительной власти Чувашской Республики, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, а также других заинтересованных государственных учреждений, предприятий и организаций, общественных объединений по вопросам, входящим в ее компетенцию;
3) создавать рабочие и экспертные группы по вопросам, входящим в ее компетенцию, привлекать в установленном порядке специалистов для подготовки вопросов на заседания Правительственной комиссии по делам несовершеннолетних, информационных и методических материалов;
4) вносить в установленном законом порядке предложения по разработке нормативных правовых актов по решению проблем безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
5) в пределах своей компетенции принимать решения рекомендательного характера по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав;
6) в установленном законодательством Российской Федерации порядке беспрепятственно посещать учреждения государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для проверки условий содержания, воспитания и обучения несовершеннолетних, а также предприятия и учреждения всех форм собственности, на которых работают и проходят курсы профессиональной ориентации лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста;
7) пользоваться в установленном законодательством Чувашской Республики порядке государственными информационными ресурсами и информационными системами Чувашской Республики;
8) осуществлять иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.
3. Правительственная комиссия по делам несовершеннолетних имеет официальный бланк установленной формы.
Статья 7. Районные (городские) комиссии по делам несовершеннолетних
1. Районные (городские) комиссии по делам несовершеннолетних в пределах своей компетенции:
1) осуществляют меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики, по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территории соответствующих муниципальных образований;
2) организуют работу по выявлению и социальной реабилитации несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, не выполняющих свои обязанности по созданию условий для их воспитания и образования, отрицательно влияющих на поведение своих детей или жестоко обращающихся с ними, формируют единый банк данных о вышеназванной категории граждан;
3) осуществляют функции административной юрисдикции в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики;
4) изучают и обобщают информационно-аналитические и статистические материалы о состоянии профилактической работы по предупреждению безнадзорности, беспризорности, наркомании, алкоголизма и правонарушений несовершеннолетних на территории соответствующих муниципальных образований;
5) информируют органы местного самоуправления о состоянии и мерах по предупреждению безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав на территории соответствующих муниципальных образований и вносят предложения по совершенствованию данной деятельности;
6) могут принимать участие в разработке нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
7) принимают участие в трудовом и бытовом устройстве несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также содействуют в определении форм устройства несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы и учебно-воспитательных учреждений закрытого типа;
8) рассматривают представления органа управления образовательного учреждения об исключении несовершеннолетнего, достигшего возраста пятнадцати лет, из образовательного учреждения, о переводе на иную форму обучения или принимают меры по его трудоустройству;
9) вносят предложения в органы опеки и попечительства о формах устройства и поддержки несовершеннолетних, нуждающихся в социальной поддержке;
10) рассматривают представления и информации органов прокуратуры и правоохранительных органов по вопросам реализации нормативных правовых актов Российской Федерации и Чувашской Республики в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их законных прав и интересов, принимают меры по устранению причин и условий, способствующих правонарушениям несовершеннолетних;
11) рассматривают материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в отношении:
а) несовершеннолетнего, совершившего деяние, за которое установлена административная ответственность в случаях, предусмотренных федеральным законодательством;
б) несовершеннолетнего, совершившего общественно опасные деяния, предусмотренные Уголовным кодексом Российской Федерации, до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
в) родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, не выполняющих свои обязанности по их содержанию, воспитанию и обучению;
12) рассматривают материалы, представляемые в суд, по вопросам:
а) связанным с направлением несовершеннолетних правонарушителей в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа органа управления образованием, прекращением пребывания осужденного несовершеннолетнего в таком учреждении или переводом его в другое специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием;
б) лишения родительских прав в случаях, предусмотренных Семейным кодексом Российской Федерации;
13) принимают участие в закреплении общественных воспитателей, шефов, наставников за несовершеннолетними, состоящими на профилактическом учете в органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
14) рассматривают жалобы и заявления несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей, граждан, связанные с нарушением или ограничением прав и законных интересов несовершеннолетних;
15) формируют базу данных о выявленных безнадзорных, беспризорных несовершеннолетних и семьях, находящихся в социально опасном положении, в которых воспитываются несовершеннолетние дети;
16) формируют базу данных об органах и учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на территориях соответствующих муниципальных образований;
17) осуществляют иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.
2. Районные (городские) комиссии по делам несовершеннолетних вправе:
1) запрашивать в установленном порядке у государственных, муниципальных, общественных и иных организаций, должностных лиц необходимые для своей деятельности материалы и информацию;
2) в пределах своей компетенции осуществлять меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики, по координации вопросов, связанных с соблюдением условий воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также с обращением с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
3) с целью проверки условий труда и обучения в установленном законодательством Российской Федерации порядке беспрепятственно посещать предприятия и учреждения всех форм собственности, на которых работают и проходят курсы профессиональной ориентации лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста;
4) направлять руководителям учреждений, организаций по месту учебы или работы несовершеннолетних представления по устранению нарушений прав и законных интересов несовершеннолетних, недостатков в воспитательной работе, созданию наиболее благоприятных условий для их учебы или работы;
5) в установленном федеральным законом порядке ходатайствовать перед судом об освобождении от наказания несовершеннолетнего, привлеченного к уголовной ответственности, с применением принудительных мер воспитательного воздействия, об изменении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа органа управления образованием;
6) в установленном федеральным законом порядке ходатайствовать перед администрацией воспитательной колонии об изменении условий отбывания наказания несовершеннолетнего и применении к нему предусмотренных Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации мер поощрения;
7) в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики применять меры воздействия к несовершеннолетнему, совершившему противоправное деяние, а также к родителям или иным законным представителям, иным лицам за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних;
8) пользоваться в установленном законодательством Чувашской Республики порядке государственными информационными ресурсами и информационными системами Чувашской Республики;
9) осуществлять иные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики;
10) районные (городские) комиссии по делам несовершеннолетних имеют официальные бланки, печати, штампы установленной формы.
3. Ведение текущей работы и осуществление контроля за выполнением решений районных (городских) комиссий по делам несовершеннолетних возлагаются на ответственного секретаря комиссии - представителя уполномоченного органа.
4. Финансовые средства на реализацию передаваемых органам местного самоуправления государственных полномочий по образованию и обеспечению деятельности районных (городских) комиссий по делам несовершеннолетних в части, не обеспеченной уполномоченным органом, предусматриваются в Республиканском фонде компенсаций в форме субвенций в объеме, утверждаемом законом Чувашской Республики о республиканском бюджете Чувашской Республики на соответствующий год.
Статья 8. Меры, принимаемые районными (городскими) комиссиями по делам несовершеннолетних по устройству несовершеннолетних
1. Районные (городские) комиссии по делам несовершеннолетних совместно с органами и учреждениями системы профилактики и правонарушений несовершеннолетних выявляют и ставят на учет несовершеннолетних, проживающих в семьях, входящих в группу социального риска, беспризорных, а также не посещающих общеобразовательные учреждения и неработающих несовершеннолетних, принимают решения об их устройстве и контролируют выполнение принятых решений.
2. Решение районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних с указанием конкретной формы устройства несовершеннолетнего направляется в органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
3. В случаях, если после выпуска несовершеннолетнего из специального учебно-воспитательного учреждения закрытого типа органа управления образованием или освобождения его из воспитательной колонии возвращение несовершеннолетнего на прежнее место жительства либо на место пребывания родителей или иных законных представителей невозможно или нежелательно в силу различных причин, районные (городские) комиссии по делам несовершеннолетних по месту нахождения указанных учреждений в течение десяти дней с момента обращения администрации учреждения принимают меры по устройству несовершеннолетнего с учетом его интересов.
Статья 9. Меры воздействия, применяемые районными (городскими) комиссиями по делам несовершеннолетних к несовершеннолетним
В соответствии с законодательством Российской Федерации районные (городские) комиссии по делам несовершеннолетних вправе применить по отношению к несовершеннолетним следующие меры профилактического воздействия:
1) вынести предупреждение;
2) обязать принести публичное или в иной форме извинение потерпевшему;
3) объявить выговор или строгий выговор;
4) возложить на несовершеннолетнего, достигшего четырнадцатилетнего возраста и имеющего самостоятельный заработок (доход), обязанность возместить причиненный материальный ущерб в размере, установленном федеральным законодательством;
5) принять постановление, содержащее ходатайство о направлении несовершеннолетнего в возрасте от восьми до восемнадцати лет с согласия родителей или иных законных представителей и с согласия несовершеннолетнего, достигшего возраста четырнадцати лет, в специальное учебно-воспитательное учреждение открытого типа, реабилитационные учреждения различных типов;
6) ходатайствовать перед судом о направлении несовершеннолетнего, совершившего общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность, и нуждающегося в особых условиях воспитания и специальном педагогическом подходе, в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа органа управления образованием;
7) обратиться в органы опеки и попечительства с предложением об ограничении или лишении несовершеннолетнего в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами, за исключением случаев, когда такой несовершеннолетний приобрел дееспособность в полном объеме в соответствии с пунктом 2 статьи 21 или статьей 27 Гражданского кодекса Российской Федерации;
8) иные меры, предусмотренные федеральным законодательством.
Статья 10. Меры воздействия, применяемые районными (городскими) комиссиями по делам несовершеннолетних к родителям или иным законным представителям несовершеннолетних
В соответствии с законодательством Российской Федерации в отношении родителей или иных законных представителей несовершеннолетних, не исполняющих обязанности по воспитанию, обучению и содержанию несовершеннолетних либо отрицательно влияющих на их поведение, районные (городские) комиссии по делам несовершеннолетних могут применить следующие меры воздействия:
1) обратиться в установленном федеральным законом порядке в суд с заявлением об ограничении или лишении родительских прав;
2) обратиться с ходатайством в орган опеки и попечительства о принятии необходимых мер по защите прав и законных интересов несовершеннолетнего при непосредственной угрозе его жизни или здоровью, а также об отстранении опекуна или попечителя от исполнения ими своих обязанностей либо о досрочном расторжении договора с приемными родителями о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью;
3) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики об административных правонарушениях, наложить административное взыскание;
4) иные меры, предусмотренные федеральным законодательством.
Статья 11. Акты, принимаемые районными (городскими) комиссиями по делам несовершеннолетних
1. Районные (городские) комиссии по делам несовершеннолетних по вопросам, входящим в их компетенцию, в соответствии с федеральным законодательством принимают соответствующие постановления и вносят представления.
2. В соответствии с законодательством Российской Федерации постановления принимаются в отношении несовершеннолетних, их родителей или иных законных представителей и других лиц по результатам рассмотрения представлений органов управления образованием и образовательных учреждений, работодателей, обращений и ходатайств иных органов и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
3. В соответствии с законодательством Российской Федерации представления вносятся в государственные органы и учреждения, органы местного самоуправления, иные органы в предусмотренных федеральным законодательством случаях с целью устранения выявленных нарушений законодательства по защите прав и законных интересов несовершеннолетних, а также устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности и правонарушениям несовершеннолетних.
4. В соответствии с законодательством Российской Федерации постановления и представления районных (городских) комиссий по делам несовершеннолетних обязательны для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности и гражданами.
5. В соответствии с законодательством Российской Федерации при получении постановления (представления) районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних руководители органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и иных юридических лиц, граждане обязаны в десятидневный срок сообщить районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних о мерах, принятых во исполнение указанных актов.
6. Неисполнение названными лицами постановления (представления) районной (городской) комиссии по делам несовершеннолетних, а также непринятие мер по устранению нарушений прав и охраняемых законом интересов несовершеннолетних или оставление законных актов без рассмотрения влекут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
7. Постановления районных (городских) комиссий по делам несовершеннолетних принимаются путем открытого голосования простым большинством голосов присутствующих на заседании членов комиссии.
8. Постановления районных (городских) комиссий по делам несовершеннолетних могут быть обжалованы в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Статья 12. Контроль за осуществлением органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий
Контроль за осуществлением органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий по образованию и обеспечению деятельности районных (городских) комиссий по делам несовершеннолетних осуществляет уполномоченный орган, который имеет право:
проверять деятельность органов местного самоуправления по реализации переданных им государственных полномочий путем проведения проверок, запросов необходимых документов и информации об осуществлении государственных полномочий;
давать письменные предписания по устранению выявленных нарушений, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления.
Статья 13. Условия и порядок прекращения осуществления органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий
1. Осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий прекращается в случае:
1) вступления в силу федерального закона, в соответствии с которым Чувашская Республика утрачивает соответствующие государственные полномочия либо компетенцию по их передаче органам местного самоуправления;
2) вступления в силу закона Чувашской Республики, в соответствии с которым органы местного самоуправления утрачивают государственные полномочия, переданные настоящим Законом.
2. В случае, предусмотренном в пункте 2 части 1 настоящей статьи, основаниями для принятия закона Чувашской Республики, в соответствии с которым органы местного самоуправления утрачивают государственные полномочия, являются:
1) неисполнение или ненадлежащее исполнение органами местного самоуправления государственных полномочий;
2) нецелесообразность дальнейшего осуществления органами местного самоуправления переданных государственных полномочий;
3) иные основания, предусмотренные законодательством Чувашской Республики.
3. Органы местного самоуправления о невозможности осуществления ими государственных полномочий по не зависящим от них причинам обязаны незамедлительно проинформировать Кабинет Министров Чувашской Республики.
Статья 14. Ответственность органов местного самоуправления, их должностных лиц за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных государственных полномочий
Органы местного самоуправления, их должностные лица несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение переданных настоящим Законом государственных полномочий в соответствии с законодательством Чувашской Республики в той мере, в какой указанные полномочия были обеспечены уполномоченным органом финансовыми средствами.
Глава 3. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
Статья 15. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу с 1 января 2006 года.
Президент
Чувашской Республики
Н.ФЕДОРОВ
г. Чебоксары
29 декабря 2005 года
N 68