В ведении Министерства здравоохранения Чувашской Республики находится 68 учреждений – это 64 медицинские организации, 2 образовательных учреждения и 2 государственных учреждения Чувашской Республики, оказывающих вспомогательные услуги в сфере управления.
В целях соблюдения законодательства по противодействию коррупции руководителями всех учреждений своевременно представлены сведения о доходах, расходах, обязательствах имущественного характера за 2015 год, которые своевременно размещены на сайте Министерства.
С 2013 года в учреждениях начали создаваться комиссии по противодействию коррупции. В 2015 году с целью повышения эффективности антикоррупционной деятельности комиссии по противодействию коррупции созданы во всех учреждениях.
В соответствии с Федеральным законом, с Планом мероприятий по реализации Плана совместных мероприятий по противодействию коррупции в Чувашской Республике, утвержденного полномочным представителем Президента Российской Федерации в Приволжском Федеральном округе 15 января 2015 г., с целью предотвращения, пресечения коррупционных правонарушений, соблюдения норм антикоррупционного законодательства в Министерстве и в Организациях, также проведены следующие мероприятия:
- в Организациях проведен анализ анкетирования с целью изучения мнения пациентов об удовлетворенности качеством оказания медицинских услуг и выявления фактов проявления коррупции со стороны сотрудников;
- проведен мониторинг по выявлению коррупционных рисков при размещении государственных заказов;
- проведены семинары по противодействию коррупции с сотрудниками Организаций;
- разъяснительная работа по вопросам соблюдения законодательства о противодействии коррупции проводится при приеме на работу, все изменения нормативно-правового характера антикоррупционной направленности своевременно доводятся до сведения всех сотрудников;
- обеспечение доступа граждан к информации о деятельности Организаций осуществляется через информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»;
- с сотрудниками Организаций ежеквартально проводятся профилактические беседы, направленные на недопущение незаконного получения денежных средств и подарков.
Деятельность данных комиссий регламентируется Положением о комиссии по противодействию коррупции, которое разработано и утверждено в каждом учреждении, разработаны планы мероприятий по противодействию коррупции на 2016 год. В целях реализации данных планов в учреждениях проводится обучение сотрудников по вопросам противодействия коррупции, соблюдения этики работниками учреждения и требований служебного поведения. Информация о состоянии работы по противодействию коррупции отражается на официальных сайтах учреждений в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на стендах в холлах учреждений. Ежегодно администрациями учреждений, членами комиссии по противодействию коррупции проводится разъяснительная работа с сотрудниками учреждений по недопущению поведения, которое может восприниматься как обещание или предложение дачи взятки либо как согласие принять взятку или как просьба о даче взятки. В учреждениях здравоохранения установлены ящики для письменных обращений граждан, которые анализируются ответственными лицами на предмет наличия в обращениях коррупционных факторов.
В составе комиссии, отвечающей за проведение закупок для государственных нужд, в учреждениях работают сотрудники, прошедшие обучение на курсах повышения квалификации по программе «Управление государственными и муниципальными закупками». При заключении контрактов большое внимание уделяется отсутствию конфликта интересов между участником закупки и заказчиком, то есть отсутствию между ними родственных связей.
Министерством в соответствии с Положением о Министерстве оказывается 15 государственных услуг. Из общего количества услуг 8 оказываются через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций). Оказание услуг в электронном виде устраняет непосредственное взаимодействие специалиста и заявителя. Тем самым сводится к минимуму возможность возникновения коррупциогенных факторов, существенно сокращаются временные и финансовые затраты граждан, что влечет за собой снижение административных барьеров и совершенствование оказания государственных услуг. За истекший период 2015 г. – 785 074 обращений, 25 % от общего количества предоставляемых услуг.
Наибольшее количество обращений в электронном виде поступило по таким государственным услугам, как:
- прием заявок (запись) на прием к врачу – 680 197 обращений;
- заполнение и направление в аптеки электронных рецептов – 104 653 обращения;
- аттестация медицинских и фармацевтических работников – 220 обращений.
Все государственные гражданские служащие Чувашской Республики Минздрава Чувашии (44 человек) зарегистрированы на ЕПГУ для получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
С целью информирования населения о работе курируемой отрасли работает Медицинский портал Чувашской Республики на котором размещены сайты медицинских организаций, главных внештатных специалистов.
В Министерстве также внедрены институты общественного контроля, а именно сформирован Общественный совет, Совет общественных организаций по защите прав пациентов. На официальном сайте Министерства создан баннер, содержащий информацию о деятельности Общественного совета.
В рамках реализации государственной социальной политики в республике ведется работа по проведению независимой оценки качества оказания услуг. Указанная работа возложена на Общественный совет при Министерстве. Независимая оценка в 2015 году проводилась в отношении всех организаций, находящихся в ведении Министерства и подпадающих под требования законодательства. На сайте Министерства создана вкладка «Независимая оценка качества оказания услуг медицинскими организациями Чувашской Республики», включающая независимую оценку качества оказания услуг организациями, находящимися в ведении Министерства.
В настоящее время на практике возникают случаи навязывания пациентам медицинскими работниками государственной (муниципальной) систем здравоохранения медицинских услуг, предоставляемых ими в частном порядке либо в частных медицинских организациях, в которых они работают на условиях совместительства.
Таким образом, гражданин получает медицинские услуги на платной основе в частной медицинской организации, в то время как аналогичную услугу можно получить бесплатно в рамках Программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В настоящее время законодательством Российской Федерации не урегулирован вопрос возникновения конфликта интересов у медицинского работника, осуществляющего медицинскую деятельность одновременно в государственных (муниципальных) и частных медицинских организациях либо занимающихся частной практикой. Статьей 74 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» предусматриваются ограничения, налагаемые на медицинских и фармацевтических работников при осуществлении ими профессиональной деятельности, касающихся только рекомендации пациентам лекарственных препаратов и медицинских изделий в интересах организаций, занимающихся их разработкой, производством и (или) реализацией.
Министерство здравоохранения Чувашской Республики полагает целесообразным введения понятия «конфликт интересов» для медицинских работников, совмещающих частную медицинскую практику либо работу в частных медицинских организациях и работу в государственных (муниципальных) медицинских организациях.
С целью профилактики коррупционных правонарушений и соблюдения прав граждан на оказание бесплатной медицинской помощи считаем необходимым установление на законодательном уровне обязанности медицинских работников уведомлять об иной оплачиваемой деятельности в частных медицинских и фармацевтических организациях, которая может привести к конфликту интересов.