Как уже сообщала газета «Республика», на прошлой неделе Комитет Государственного Совета Чувашской Республики по социальной политике, здравоохранению, физической культуре и спорту провел «круглый стол» по теме «Семья. Проблемы социального сиротства в Чувашской Республике».
Председатель профильного комитета Ольга Зайцева отметила, что в работе «круглого стола» участвуют все те организации, которые неравнодушны к проблемам семьи и детей. И это чувствовалось. Выступления участников были далеки от официальных отчетов, хотя, по словам Ольги Зайцевой, «круглый стол» дает возможность подвести итоги двухмесячной работы депутатской комиссии. Специально созданная комиссия посещала детские дома, интернаты, знакомилась с приемными и замещающими семьями, проводила совещания, консультации.
- За последние годы принято семь Указов Президента Чувашии в поддержку семьи, тема роста благосостояния семей проходит красной нитью и в основополагающем документе - Стратегии социально-экономического развития Чувашской Республики до 2020 года, — сказала Ольга Зайцева. — В республике реализуются-приоритетные национальные проекты и республиканские целевые программы, которые направлены на решение социальных проблем каждой семьи: строительство жилья, дорог, обеспечение чистой водой, строительство новых школ, объектов здравоохранения, физкультурно-оздоровительных комплексов. Но при этом количество социальных сирот — детей, оставшихся без попечения родителей, в республике не сокращается, растет количество асоциальных семей. Выявлено более 4900 детей, оставшихся без попечения родителей, из них 78 процентов являются сиротами при живых родителях. А благополучная семья - это очаг любви, только в таких семьях формируется духовное наследие, которое передается из поколения в поколение. Конечно, в настоящее время интернаты и детские дома обеспечиваются всем необходимым. Но никакой казенный дом, каким бы он ни был уютным, не заменит детям семью!
Представитель Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики Нэля Салеева также отметила, что с 2001 года уделяется пристальное внимание финансовой поддержке детей с проблемной судьбой. С 1 января 2008 года сумма выплат семьям попечителей выросла до четырех тыс. рублей — на ребенка до двух лет (на детей старше она еще больше), зарплата родителей в приемных семьях сейчас составляет 2,5 тыс. рублей. В интернатах содержание одного воспитанника в год определяется в сумму 102 тыс., а раньше эта сумма составляла 41 тыс. рублей. То есть правительство республики делает конкретные шаги, чтобы ситуация с детьми, нуждающимися в попечении, изменилась в лучшую сторону.
Специалист Минобразования и молодежной политики сообщила, что при всем этом количество детей, оставшихся без попечения родителей, в.последние годы не уменьшается, а постоянно увеличивается, хотя общее количество школьников с 2001 года уменьшилось на 17 тысяч.
— Поле деятельности органов опеки и попечительства расширяется. И специалисты этих органов делают большую работу. Если три года назад 71 процент детей-сирот устраивали в приемные и замещающие семьи, сейчас говорим в среднем о 80 процентах, — сказала она.
При этом Нэля Салеева обратила пнимание на то, что в нашей Иране слишком легкая процедура отказа от ребенка — надо всего лишь написать заявление. А такого нет ни в одной стране. Поэтому у нас и отказных детей очень много, а среди них много детей-инвалидов — родители не чувствуют свою ответственность за них.
Заместитель министра здравоохранения и социального развития Чувашской Республики Георгий Степанов продолжил тему ответственности родителей, предложив ее ужесточить. Он рассказал о работе социально-реабилитационных центров, а также затронул проблемы раннего выявления неблагополучных семей. Кстати, начальник отдела охраны детства администрации г; Новочебоксарска Андрей Макаров сообщил о том, что они начинают работать с проблемными детьми на ранней стадии — начиная с постановки на учет будущей матери, когда уже выявляются те женщины, которые в дальнейшем хотят отказаться от своего ребенка.
Участники «круглого стола» также заинтересованно обсудили проблемы постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, улучшения жилищных условий для них, вопросы содействия занятости несовершеннолетних граждан и молодежи. Специалист по вопросам опеки и попечительства администрации г. Алатыря Наталья Владимирова поделилась опытом работы, рассказав о том, как в городе реализуется проект «Дорога в семью». Все участники «круглого стола» согласились с тем, что в республике существует проблема с кадровым обеспечением для работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Так, в Минобразования и молодежной политики в этом направлении работает всего один специалист, специалистов органов опеки и попечительства тоже явно не хватает. Еще одна актуальная проблема, требующая срочного решения, — определение уполномоченного органа на уровне республики, ответственного за состояние дел в сфере защиты семьи и детей, координирующего всю работу в этом направлении.
По итогам работы «круглого стола» приняты рекомендации (приводятся ниже) для Государственного Совета Чувашской Республики, Кабинета Министров Чувашской Республики, органов местного самоуправления, а также для средств массовой информации и общественных организаций.
Эльвира ЕГОРОВА
Рекомендации участников «круглого стола» по теме «Семья. Проблемы социального сиротства в Чувашской Республике»:
Заслушав и обсудив доклад председателя Комитета Государственного Совета Чувашской Республики по социальной политике, здравоохранению, физической культуре и спорту Ольги Зайцевой о проблемах семьи и социального сиротства в Чувашской Республике, участники «круглого стола» отметили, что в Чувашской Республике в последние годы принимается ряд мер по созданию необходимой правовой базы, направленной на обеспечение прав и законных интересов семьи, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Укрепляется материально-техническая база интернатных учреждений, в стадии реализации находятся приоритетные национальные проекты, которые предусматривают решение вопросов доступного и комфортного жилья, качественного образования и .современного здравоохранения.
Вместе с тем, несмотря на принимаемые меры, в республике растет количество асоциальных семей, социальных сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По состоянию на 1 января 2008 года 4900 детей считаются оставшимися без попечения родителей, из них 78% являются сиротами при живых родителях.
Острыми остаются проблемы постинтернатной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Органами исполнительной власти республики и местного самоуправления крайне недостаточно решаются вопросы по улучшению жилищных условий данной категории граждан. На 1 января 2008 года на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий в органах местного самоуправления состояло 218 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Их количество по сравнению с 2005 годом возросло в Два раза.
По данным Прокуратуры Чувашской Республики, исполнение законодательства об охране жилищных прав детей-сирот в республике должным образом не обеспечивается. На обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2006 году в бюджеты муниципальных районов и городских округов из республиканского бюджета было перечислено 6,8 млн рублей, в 2007 году — 7,9 млн рублей. На приобретение жилья для детей-сирот в 2004 и 2005 годах средства в полном объеме не выделялись. Количество выделяемого в республике жилья и средств на его приобретение для указанной категории граждан не соответствует масштабности проблемы. .
Из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в 2005 году жилыми помещениями обеспечено четыре человека, в 2006 году — 32 человека. Имеет место порочная практика, когда администрации некоторых районов и городов сиротам выделяют койко-место в общежитии вместо благоустроенного жилого помещения.
Необходимо обратить внимание на решение вопросов содействия занятости несовершеннолетних граждан, особо нуждающихся в социальной защите, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Так, в 2007 году незанятыми несовершеннолетними совершено 355 преступлений, что на 35% больше, чем в 2006 году.
В системе органов исполнительной власти Чувашской Республики не определен орган, ответственный за состояние дел в сфере защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
1. Государственному Совету Чувашской Республики:
обратиться в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации с просьбой ускорить процесс принятия новой редакции Федерального закона «Об опеке и попечительстве».
2. Кабинету Министров Чувашской Республики:
рассмотреть вопрос о внесении изменения в Закон Чувашской Республики от 30 ноября 2006 года № 55 «О наделении органов местного самоуправления в Чувашской Республике отдельными государственными полномочиями» в части установления норматива численности работников органов опеки и попечительства, а также учета в общей сумме затрат расходов на функционирование этих органов при установлении Порядка расчета объема субвенций, предоставляемых бюджетам муниципальных районов и городских округов для осуществления государственных полномочий Чувашской Республики. При определении штатной численности работников, обеспечивающих осуществление государственных полномочий по организации и осуществлению деятельности по опеке и попечительству, учитывать численность детского населения в Чувашской Республике;
разработать законопроект о квотировании рабочих мест для несовершеннолетних граждан, особо нуждающихся в социальной защите, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
подготовить предложения по внесению изменений в Закон Чувашской Республики от 17 октября 2005 года № 42 «О регулировании жилищных отношений» в части определения порядка постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, после их выбытия из интернатного учреждения;
рассмотреть вопрос об установлении дополнительных мер социальной поддержки семьям с детьми в форме ежемесячной денежной выплаты на проезд лицу, осуществляющему уход за ребенком-инвалидом, взамен ранее имевшейся льготы на проезд.
3. Органам местного самоуправления:
внедрять новые технологии организации работы по профилактике социального сиротства, развитию семейных форм воспитания детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей;
осуществлять мероприятия по организации досуга несовершеннолетних и обеспечить выполнение мероприятий по оборудованию спортивных площадок и мини-стадионов.
4. Средствам массовой информации и общественным организациям:
регулярно публиковать материалы, направленные на укрепление института семьи, возрождение и сохранение духовно-нравственных традиций семейных отношений, профилактику правонарушений;
способствовать формированию у граждан Российской Федерации ответственного отношения к воспитанию детей, сострадательного отношения к детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, и желания принять их на воспитание;
осуществлять пропаганду ценностей семьи, имеющих нескольких детей, а также различных форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Приняты участниками «круглого стола» 18 марта 2008 года.