“Он очень серьезный, обо всем имеет собственное мнение, — говорила мне коллега-преподаватель, характеризуя Федора Матлаша, недавнего выпускника Челябинского высшего военного училища штурманов. — Даже я, имея жизненный опыт, могу у него многому поучиться”.
Он пришел к нам тогда на классный час. Подтянутый, с внимательным взглядом и чуть застенчивой улыбкой Федор произвел впечатление и на меня, и на учеников. Он пел, играл на гитаре, рассказал, что является мастером спорта и чемпионом страны по авиационному многоборью. Кто-то из учениц спросил: “А вы женаты?” — “Нет пока, но точно знаю, увижу ее — сразу узнаю”.
С той единственной, предназначенной ему небесами, он встретился в библиотеке в Саранске. “А где же еще мы могли познакомиться? — говорит сейчас Ольга. — Мы оба много читали, нам было о чем поговорить”. Студентка иняза, нежная и обаятельная Ольга, наверное, сразу почувствовала в Федоре родственную душу.
Когда несколько лет назад я случайно встретила Федю в троллейбусе, у него уже было трое детей, все мальчики. Тимофей, Семен, Илья — их так и называют в семье — полными именами. “У нас узкая специализация, — говорит ничуть не изменившийся за эти годы глава семьи, — сначала мы выполнили план по мальчикам, а теперь будем по девочкам”.
Так оно и случилось, к троице парнишек прибавилась троица девчушек: Катя, Аня, Люба.
Что меня поражает в многодетных семьях — это то, насколько ребятишки в них жизнерадостны, спокойны и послушны, никакого нытья, чтобы привлечь внимание родителей. В мой приход два темноволосых мальчугана сновали туда-сюда, накрывая на стол, а восьмимесячная Люба восседала у мамы на руках: “У нее зубки режутся, беспокоится”. Однако за время нашей беседы кроха ни разу не заплакала, лишь беззубо улыбалась в объектив фотоаппарата.
В дверном проеме — перекладина, на которой мальчики время от времени повисали. Пока в квартире не хватает места для иного спортивного оборудования. Но вскоре семья должна получить другое жилье, вот тогда исполнится родительская мечта и появится домашний спортивный комплекс, ведь ребята очень подвижные. Все сыновья посещали занятия по спортивной гимнастике. Семилетний Семен ловко прошелся передо мной колесом, заявил: “Я буду спортсменом!” — “Я тоже”, — вдруг спохватился восьмилетний Тимофей, только что перед этим на вопрос, кем станет, ответивший “папой”.
Тимофей учится в музыкальной школе по классу фортепиано на отлично, у него очень хороший слух. Пианино дома пока нет, ходит заниматься к бабушке. “Какой у него характер? — переспрашивает папа. — Нордический! А если точно — очень интересный молодой человек, подвижный, энергичный. Если ему что-то не нравится, приложит все усилия, чтобы этого не делать”. Тимофей научился читать задолго до школы, Семен и даже пятилетний Илья тоже читают. “Вы с ними специально занимались?” — спрашиваю. “Нет, они тянутся друг за другом, в этом преимущества большой семьи”.
Семен посещает художественную школу, принес ворох своих работ: “Вот портрет папы, а это я маме на день рождения подарил”. — “Мама, наверное, очень обрадовалась?” — “Ну конечно, потом вставим в рамочку и повесим”.
“Семен очень спокойный и хорошая нянька, — констатирует папа, — у него хватает терпения”. “Я тоже хорошая нянька и тоже очень терпеливый”, — вставляет Тимофей.
И Илье родители собираются дать дополнительное образование, “отдать на аккордеон” — ему очень понравилось звучание этого инструмента. Кате четыре годика, а Ане только два. Все малыши ходят в один садик.
“Родители помогают нам, как могут, — говорит Федор, — например, они водят старших детей в музыкальную и художественную школы, сами мы бы этого сделать не смогли”.
Федор служил в Московском военном округе, пока не началось сокращение. Сейчас он системный администратор в НЗСМ, а еще работает программистом в институте экономики, управления и права. Ольга — учитель английского в школе № 3, сейчас в отпуске с маленькой Любой.
Хозяйка дома увлекается вязанием и шитьем в лоскутной технике. На одеяльце, любовно собранном из кусочков, очень любит сидеть Люба. (Дети помогали складывать маме узор, одеяло шила два года.) Перед сном она читает сыновьям и дочкам. Детские книги аккуратно стоят в шкафу, каждый подходит и выбирает. “Все родители своим детям книги читают”, — замечает Оля. “Не все”, — говорю. “Да? — удивляется она. — А зачем тогда детей рожать, если не хочешь с ними заниматься?”
Так разговор перешел к другой теме. “Известны два метода воспитания, — говорит Федор, — кнута и пряника. Если ребенок в состоянии понимать, что ему внушают родители, нужно объяснять”. “Некоторые не пускают провинившихся детей на улицу, — вступает в разговор Ольга. — Я считаю, это неправильно, нельзя запрещать гулять на свежем воздухе. У нас другой действенный метод — не разрешаем смотреть мультики”.
“Люди, которые любят детей, — поясняет Федор, — если и делают ошибки в воспитании, то стараются их исправить. Главное, чтобы супруги одинаково понимали, необходимо наказание или нет. Если ребенок плачет и раскаивается, зачем его наказывать? Он сам себя казнит”.
Чем родители больше вкладывают в ребенка, тем больше потом получают, считают супруги. И это гораздо важнее, чем, допустим, вкладывать средства в банк. Ведь дети — это будущее не только их рода, а города, республики, страны. “Надо понимать, что ты не вечен, — продолжает рассуждать Федор. — А что ты оставишь после себя, зависит от тебя самого. Конечно, сказку малыш может послушать по плейеру, посмотреть на компьютере, но когда читает ее отец или мать — идет воздействие на подсознание. И потом, когда дети вырастут, они вспомнят, как их любили”.
...28 июля супруги отметят 10-летие совместной жизни.