Невская Надежда Алексеевна, начальник отдела организации медицинской помощи Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики
РАБОТА И ПОДВИГ МЕДИКОВ В ГОДЫ
ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1941-1945 ГОДОВ
Время не в силах стереть из памяти благодарного человечества бессмертный подвиг советского народа, совершенный в борьбе против гитлеризма - за честь и независимость нашей Родины, за освобождение многих народов от фашистского рабства.
В те суровые дни вместе с воинами, со всем народом на защиту родной земли встали и медицинские работники.
В годы Великой Отечественной войны в составе военно-медицинской службы трудилось свыше 200 тысяч врачей и около 500 тысяч медицинских работников со средним специальным образованием. Среди военных медиков было более 300 академиков, заслуженных деятелей науки и профессоров, около 3000 докторов и кандидатов наук, которые принимали непосредственное участие в медицинском обеспечении войск действующей армии.
Немало образцов подлинного героизма, бесстрашия и самопожертвования проявили медицинские работники в трудных обстоятельствах. В любых условиях они делали все возможное, а часто и невозможное, чтобы спасти, сохранить жизнь, возвратить в строй раненых. Не случайно героическая работа медиков приравнивалась к боевому подвигу. Более 116 тысяч из них были награждены орденами и медалями, 44 человека удостоены звания Героя Советского Союза, большая группа руководителей медицинской службы получила в награду высшие полководческие ордена Суворова, Кутузова, Александра Невского и другие.
Благодаря самоотверженному труду советских медиков в годы Великой Отечественной войны достигнуты выдающиеся успехи в лечении раненых и больных. Более 17 миллионов раненых были возвращены в строй за период войны. При этом особенно следует подчеркнуть, что начиная с 1 января 1943 г. из каждой сотни пораженных в боях, 85 человек возвращались в строй из медицинских учреждений полкового, армейского и фронтового районов и только 15 человек - из госпиталей тыла страны.
Достижение высоких результатов медицинского обеспечения наших войск в годы Великой Отечественной войны стало возможным благодаря использованию всего потенциала военного и гражданского здравоохранения, всенародной помощи в деле лечения раненых и больных. Переливание крови было поистине массовым. Свыше 5,5 миллиона советских людей, охваченных патриотизмом, дали 1 миллион 700 тысяч литров крови для спасения раненых. Более 20 тысяч советских граждан были награждены знаком «Почетный донор СССР».
По плану исполнительного комитета общества Красного Креста районам Чувашии было дано распоряжение организовать 10 групп курсов медсестер запаса. Курсы были организованы в Алатыре, Шумерле, Мариинском-Посаде, Чебоксарах, Ядрине. Преподавательский состав курсов составляли врачи специалисты. Клиническую практику проходили в госпиталях, поликлиниках и больницах. Более одной тысячи медсестер и около двух тысяч сандружинниц подготовили районные и городские комитеты Общества Красного Креста.
Чтобы сохранить здоровье раненых, быстрее вернуть их в строй, требовалась четкая организация работы всех военных медиков – рациональное расположение госпиталей и медсанбатов, правильный выбор путей эвакуации, применение обоснованных методов лечения.
Как известно, начальный период Великой Отечественной войны был особенно трудным, так как вследствие отступления наших войск с Запада на Восток нужно было переместить около 2000 эвакогоспиталей. Эта задача была выполнена, и перемещенные госпитали были в последующем использованы в медицинском обеспечении наступательных операций Красной Армии, сыграв большую роль в лечении раненых и больных. Летом 1941 г. резкое сокращение числа санитаров и санитаров-носильщиков в связи с их большими потерями осложнило ситуацию. Например, только на Ленинградском фронте за первый год войны было убито и ранено около 4,5 тыс. санитаров и санитаров-носильщиков.
При вынужденном отходе войск медицинская служба основное внимание должна была сосредоточить на своевременном оказании доврачебной помощи: быстром выносе раненых с поля боя и немедленной эвакуации их в армейские полевые и стационарные госпитали для первичной хирургической обработки.
Чтобы поощрить далеко не безопасную работу младшего звена медицинской службы на поле боя, был издан приказ от 23 августа 1941 г. № 281 «О порядке представления к правительственной награде военных санитаров и носильщиков за хорошую боевую работу», переданный ввиду особой его важности на фронты по телеграфу.
Санитарный инструктор Валерия Гнаровская со связкой гранат бросилась под вражеский танк и ценой собственной жизни спасла от неминуемой гибели 20 тяжелораненых. Посмертно ей присвоено звание Героя Советского Союза.
Впервые труд медицинского состава на поле боя официально приравняли к свершению ратного подвига: за вынос определенного числа раненых санитары и носильщики могли быть представлены к награждению медалями «За боевые заслуги» или «За отвагу», орденами Красной Звезды, Красного Знамени и орденом Ленина.
В самом начале войны в стране появились эвакогоспитали. В начале июля 1941 г. Государственный комитет обороны по ходатайству медиков принял решение о создании дополнительных госпиталей, общая вместимость которых более чем в 1,6 раза превышала предвоенный план: предстояло в самые короткие сроки сформировать примерно 1600 госпиталей для лечения 750 тыс. раненых. В частности, решено было развернуть эвакогоспитали в профсоюзных санаториях и домах отдыха. Тыловые эвакогоспитали переходили в полное подчинение Наркомздрава СССР, забота о лечении находящихся в них раненых была возложена на гражданских медиков.
В Чувашии действовало 17 эвакогоспиталей, из них 10 - с начала июля 1941 года. Так, эвакогоспиталь № 3057, созданный 13 июля 1941 г., размещался в здании Чувашского трахоматозного института. В школе № 6 г.Чебоксары размещался эвакогоспиталь № 3058, в школе № 7 – эвакогоспиталь № 3056. Эвакогоспиталь № 3062 в г.Канаш принял первых раненых 21 июля 1941 г. из проходящего военно-санитарного поезда. Уже к концу 1941 года в республике было развернуто 17 эвакогоспиталей на 5210 коек, к началу 1942 года – 6610 коек. Госпитали также были развернуты в городах Цивильске и Шумерле, селе Беловолжское Козловского района, селе Калинино и поселке Вурнары. За время их работы в них залечили свои раны и снова встали в строй сотни бойцов. В Чувашии в 1941 г. наполняемость составляла 52 %, а в первом полугодии 1942 г. – 85 %. Поначалу большинство действовавших в Чувашии госпиталей имело общехирургический характер, а уже в 1942 году были организованы специализированные отделения. Со временем были созданы и специализированные госпитали: нейрохирургический, челюстно-лицевой хирургии, туберкулезный. На втором пленуме в декабре 1942 года нарком здравоохранения СССР Г.А.Митерев ставил Чувашию в пример другим областям и республикам Поволжья.
За весь период Великой Отечественной войны через сеть военно-лечебных учреждений Чувашской АССР прошли 72158 человек, из них раненых 59145 (79,19%), больных – 15013 (20,81%). На операционных койках получили лечение 25113 человек.
В Чувашской АССР медицинский персонал эвакогоспиталей считался стабильным. Здесь он был укомплектован врачами на 87,3 %, средним медперсоналом – на 90,1 %. Обеспеченность кадрами медицинских работников была связана с тем, что подготовка врачей, медсестер в Чувашии согласно приказу Наркома здравоохранения ЧАССР от 4 июля 1941 г. началась в первой половине июля. Подготовкой врачей в республике было охвачено 155 человек. Открывались различные курсы. Так, курсы по военно-полевой хирургии функционировали в г.Канаше, где обучались медработники из ближайших районов. К отбору кадров подходили строго - 4,5 % врачей эвакогоспиталей были признаны аттестационными комиссиями несоответствующими занимаемым должностям.
В начале 1942 г. были созданы сортировочные госпитали, и система специализированных эвакогоспиталей приобрела законченный вид. Труд медиков эвакогоспиталей помог добиться уникальных результатов: с 1942 по 1945 гг. из тыловых госпиталей было возвращено в строй до 60,8% раненых.
В годы войны гигантская миграция людских масс в сочетании с резкой перенаселенностью, нехваткой жилья, катастрофическим ухудшением условий жизни, голодом открывала «зеленую улицу» эпидемическим болезням. Осенью и зимой 1941-1942 гг. врачи начали регистрировать увеличение числа больных сыпным тифом, а также дизентерией, брюшным и возвратным тифом; стране грозил настоящий эпидемический «пожар». С 1942 года во всех республиках, краях, областях, городах и районах были созданы чрезвычайные противоэпидемические комиссии, наделенные широкими полномочиями; прокуратуре предписывалось привлекать к строгой ответственности нарушителей санитарного порядка.
К борьбе с эпидемиями медики привлекли санитарную общественность: санитарные звенья, санитарные посты, санитарные дружины, общественных санитарных инспекторов. Постоянно осуществлялся текущий санитарный надзор в жилых домах, общежитиях, столовых и магазинах, тщательно контролировалась санитарная очистка населенных мест. На путях движения к фронту создавалась разветвленная сеть санитарно-заградительных барьеров. На крупнейших железнодорожных узлах работали санитарно-контрольные, обсервационные и изоляционно-пропускные пункты.
Для предупреждения сыпного тифа использовали прививки разработанной проф. М.К.Кронтовской в 1942 году сыпнотифозной вакциной. Делались комбинированные прививки против брюшного тифа и столбняка поливакциной НИИСИ, разработанной в нашей стране. С 1941 г. по 1944 г. привили почти 54 млн. человек. В очагах сыпного, брюшного тифа и дизентерии проводили обязательную дезинфекцию.
Медикам приходилось много заниматься противоэпидемической работой не только в тылу, но и на освобожденных от фашистской оккупации территориях, где свирепствовали эпидемии. Большой объем работы был проделан главным эпидемиологом и инфекционистом Красной армии И.Д.Иониным. Благодаря стараниям медиков в годы войны ни фронт, ни тыл не знали эпидемий инфекционных заболеваний. Впервые в мире в нашей стране «не сработал» обязательный, казалось бы, закон о связи войн и эпидемий.
Серьезный экзамен держала лечебно-профилактическая служба. В результате эвакуации миллионов людей население тыловых городов и сел во втором полугодии 1941 года значительно возросло. Как следствие этого на медиков городских больниц и поликлиник восточных районов страны легла двойная и даже тройная нагрузка. Начали проводить переподготовку врачей поликлиник по смежным специальностям.
Накануне начала Великой Отечественной войны в гражданском здравоохранении нашей страны работали 12560 хирургов всех специальностей. После нападения фашистской Германии большая часть их была мобилизована в армию, около 10500 хирургов. К 1 декабря 1941 г. были сформированы: 291 медсанбат (МСБ), 380 полевых подвижных госпиталей, 94 медико-санитарные роты и много других медицинских учреждений. Всего за этот период были вновь сформированы 3750 медицинских учреждений, преимущественно хирургического профиля.
В начальный период войны штатные должности хирургов в лечебных учреждениях Красной Армии были укомплектованы лишь на 58,6%, а нейрохирургами - только на 35%. Недостаток врачей восполнялся путем ускоренных выпусков студентов старших курсов мединститутов, что только в 1941 году дало более 30000 врачей, в широких масштабах проводилась подготовка или последипломная специализация.
Наркомат здравоохранения Чувашской АССР в первый же год войны путем обучения на краткосрочных курсах переквалифицировал более 90 врачей. Большая заслуга в организации подготовки кадров эвакогоспиталей принадлежала главному хирургу Наркомата здравоохранения Чувашской АССР И.М.Стельмашонку.
Благодаря этому, обеспеченность хирургическими кадрами по всем фронтам составила 63,8%, причем в учреждениях войскового и армейского районов, где решалась судьба сотен тысяч раненых, укомплектованность хирургическими кадрами была равна 72-74%, в эвакогоспиталях женщины - хирурги составляли до 58,5%.
Доля женщин среди всех медицинских работников составляла 46%. Среди фронтовых врачей женщины составляли 41%, среди военных хирургов – 43%, медицинских сестер – 100%, санитарных инструкторов и санитарок – 40%.
Организация хирургической помощи в Советской Армии достигла весьма высокого совершенства на всех этапах медицинской эвакуации. Такой стройной и испытанной на полях сражений системы не имела ни одна из воевавших армий других стран, участвовавших во второй мировой войне. Квалифицированная хирургическая помощь почти 90% раненых оказывалась в первые 8 часов после ранения.
Самоотверженный труд хирургов, медицинских сестер, санитаров и в этих тяжелых условиях позволил вернуть в строй до 70% лечившихся раненых.
Много было сделано для охраны здоровья детей. Во время эвакуации из прифронтовых городов в первую очередь были вывезены воспитанники яслей, детских садов и детских домов, домов ребенка, младшие школьники.
Была восстановлена нарушенная войной организация педиатрической службы. В октябре 1942 г. правительство в специально принятом постановлении обязало Наркомздрав СССР в кратчайший срок восстановить существовавшую до войны систему медицинской помощи детям, прежде всего участковый принцип деятельности детских консультаций и поликлиник. Были приняты и другие меры, в частности, по улучшению детского питания, по витаминизации пищи. Смертность детей в стране за 1941—1943 гг. не только не увеличилась, но, наоборот, снизилась.
Именно деятельность государственной системы гражданского здравоохранения, а в годы войны незыблемым законом было единство целей гражданского здравоохранения и военно-медицинской службы, обусловила многие бесспорные достижения и в тылу, и на фронте.
Следует подчеркнуть, что значимость принципов военно-медицинской доктрины позже подтвердилась опытом медицинского обеспечения ограниченного контингента советских войск в Афганистане и оказания медицинской помощи при проведении контртеррористических операций в Чечне.
Нельзя забывать, что итоги, которыми мы законно гордимся, были достигнуты ценой огромных усилий и потерь. В годы Великой Отечественной войны наша медицинская служба понесла серьезные потери. Во время войны погибли или пропали без вести более 85 тыс. медиков. Из них 5 тыс. врачей, 9 тыс. средних медицинских работников, 23 тыс. санитарных инструкторов, 48 тыс. санитаров и санитаров-носильщиков.
Подвиги медицинских работников в Великой Отечественной войне были высоко оценены: за героизм и мужество 44 медицинским работникам было присвоено звание Героя Советского Союза. Во время войны 285 человек были награждены орденом Ленина, 3,5 тыс. - орденом Красного Знамени, 15,0 тыс. - орденом Отечественной войны I степени, 86,5 тыс. - орденом Красной Звезды, около 10,0 тыс. - орденом Славы. Более 20 руководителей медицинской службы и главных хирургов фронтов были награждены полководческими орденами Советского Союза.
В 1943 г. начальник госпиталя № 3062 А.И.Ананьев и ведущий хирург госпиталя 3056 П.И.Сапожков были награждены орденом Трудового Красного Знамени. Начальники госпиталей № 3060 Э.Б.Гриншпунт и № 3064 Н.С.Соколов, ведущие хирурги госпиталей № 3057 Б.И.Селютин и № 3062 С.Ю.Рутштейн – орденом «Знак Почета». Орденом Ленина был награжден нарком здравоохранения Чувашской АССР А.И.Лихачев.
Почетной грамотой Президиума Верховного Совета Чувашской АССР были награждены 139 человек - врачи: В.Г.Ефимова, И.З.Валк, З.Н.Софинская, Ю.А.Рябушкина; медицинские сестры: И.М.Беляева, В.А.Доморошева, С.Ф.Ефимова, В.Г.Лексина, В.П.Прокопьева, И.Е.Муромцева. Знаком «Отличник здравоохранения» - 59 работников: Б.Л.Орлова, Е.В.Смирнова, И.К.Мочалова и другие. Многим была объявлена благодарность Наркомздрава Чувашской АССР: И.И.Захарову, А.М.Палладину, З.А.Павлову, А.Ф.Фаддеевой, З.А.Этигон, Т.Н.Игнатьевой, П.И.Сапожкову и др.
В начале войны наш земляк из деревни Ердово Чебоксарского района Петр Ермолаевич Ермолаев был назначен начальником отдельной роты медицинского усиления № 19 при 11 армии Северо-Западного фронта, а затем при 27-ой армии того же фронта. В тяжелейших условиях за время войны им было прооперировано более 60 тысяч раненых. Его методики вмешательств на черепе, груди описывались в журнале «Хирургия» (1943 г.) и были высоко оценены академиками, профессорами и главным хирургом Красной Армии генерал-полковником Бурденко. Труд П.Е.Ермолаева, как выдающегося военного хирурга, был отмечен орденами Отечественной войны I степени, Отечественной войны II степени, Красной Звезды; медалями «За боевые заслуги», «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».
Известный полководец маршал Советского Союза Иван Христофорович Баграмян, после завершения войны, писал: «То, что сделано советской военной медициной в годы минувшей войны, по всей справедливости может быть названо подвигом. Для нас, ветеранов Великой Отечественной войны, образ военного медика останется олицетворением высокого гуманизма, мужества и самоотверженности».
Каждый год 9 мая мы собираемся все вместе у памятников и обелисков, чествуем мужество, отвагу и героизм тех, кто с оружием в руках до конца выполнил свой патриотический долг, сделал все, чтобы пришла весна Победы.