Была ли пандемия свиного гриппа? Или это фальшивка, позволившая фармацевтическим компаниям нажиться на продажах вакцины? Об этом Александр Собина побеседовал с немецким политиком, бывшим председателем подкомитета здравоохранения Парламентской ассамблеи Совета Европы Вольфгангом Водаргом.
известия: Когда вы "заболели" свиным гриппом?
Вольфганг Водарг: По профессии я врач. И еще до того, как стать депутатом бундестага, руководил одним из госучреждений здравоохранения на севере Германии, где занимался в том числе темой прививок. Мы собирали статистику, насколько та или иная прививка была эффективна. В нашем округе жило около 100 тысяч человек, и об эпидемии гриппа мы говорили, когда порог заболеваемости превышал десять тысяч случаев на 100 тысяч населения. В Мексике же десять тысяч случаев заболевания свиным гриппом пришлось на 17-18 миллионов человек, что, как вы понимаете, ничтожно мало по сравнению с эпидемией обычного гриппа. Тем не менее мировая общественность заговорила о пандемии. Меня это очень заинтересовало, и я решил разобраться в сути процесса.
и: Что именно вас заинтересовало?
Водарг: Например, почти сразу было заявлено о 60 смертельных случаях. Потом о 80. Все это широко обсуждалось в прессе. Но когда проверили официальную статистику, их оказалось всего 12. Однако эту новость узнало лишь ограниченное число людей. При этом даже по поводу этих 12 летальных исходов специалисты не были уверены на 100%. Заключение гласило: "скорее всего" они умерли от гриппа.
и: В чем суть вашей позиции?
Водарг: Лет десять назад в деятельности ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения. - "Известия") произошел кардинальный перелом. Организация пригласила в руководство в качестве советников и консультантов представителей ведущих мировых фармацевтических концернов. Результат не заставил себя ждать. Уже в 2005-м в мировых масштабах прозвучал первый сигнал тревоги, призвавший спасаться от новой "смертельной угрозы", больше известной как птичий грипп. Конечно, вы помните, как все тогда говорили об огромной скорости распространения новой заразы, а ВОЗ твердила о необходимости покупать вакцину определенных производителей.
Та информационная кампания меня необычайно удивила, так как птичий грипп как заболевание известен медикам достаточно давно. Причем научно доказано, что он крайне редко передается человеку. Именно тогда мне стало понятно, что ВОЗ и фармацевтические концерны манипулируют общественным мнением, чтобы увеличить продажи своих лекарств.
и: И что вы предприняли?
Водарг: Я тогда отправился в штаб-квартиру ВОЗ, переговорил с некоторыми официальными лицами. Мой депутатский статус это позволял. Их аргументы меня не убедили.
и: В чем - помимо ставшего очевидным для вас сговора с производителями лекарств - заключалась "новизна" политики ВОЗ?
Водарг: ВОЗ получила возможность определять, что является эпидемией и когда она начинается. Выработанные правила предписывали национальным правительствам приобретать вакцины, производителей которых определяет все та же ВОЗ. Уже одно это обстоятельство должно было насторожить специалистов. Тем не менее в этом году многие государства Европы последовали ее рекомендациям и закупили лекарства на миллионы евро. Позднее стало известно, что ВОЗ заключала прямые договоры с конкретными фармацевтическими концернами. То есть объявление этой организацией пандемии означало начало выгодного бизнеса для производителей вакцин.
и: То есть пандемии не было?
Водарг: Не было! Я с удивлением наблюдал за развитием событий в Мексике, откуда свиной грипп стал распространяться на другие страны. У большинства людей заболевание протекало намного легче, чем в прошлые годы, когда "гулял" обычный грипп. Да, оно было массовым, но не забывайте, что волна гриппа в любой стране приходит ежегодно. Из года в год больные исчисляются тысячами. Много? Но здесь главное - знать соотношение заболевших и здоровых. Кстати, перед тем, как объявить пандемию свиного гриппа, ВОЗ понизила эпидемический порог. Фактически подстроила правила под текущую ситуацию. Например, все численные показатели были отброшены, а оставлены только такие факторы, как "новизна" вируса (для гриппа это совершенно естественный процесс, он каждый год сам мутирует, пытаясь преодолеть сопротивление организма) и его быстрое распространение по континентам (должно быть инфицировано население как минимум двух континентов, а с учетом количества авиарейсов из Мексики в Европу это легко может произойти).
и: Можете оценить масштабы этого "бизнеса"?
Водарг: Конкретные цифры неизвестны. Но различные аналитики сходятся на сумме примерно в 18 миллиардов долларов США. Это прибыль, которую фармацевтические концерны получили на бренде свиной грипп. Конечно, производители говорят о высоких затратах на разработку новых вакцин. Я слышал цифру четыре миллиарда. Но точно могу сказать, что эта сумма завышена в несколько раз. Так что прибыли были получены астрономические.
и: Свиной грипп - что же это было такое?
Водарг: Совершенно обычный грипп. Более того, вирус заметно слабее того, что был в прошлых годах. Просто необычное название было использовано пиарщиками, чтобы убедить людей в опасности нового вируса, вызвать у них панику и заставить тем самым покупать вакцину.
Даже сама паника была инсценирована, чтобы заставить людей бояться
и: Как выглядят данные о смертности в сравнении с обычным гриппом?
Водарг: При обычном гриппе смертность достигает десяти человек на 100 тысяч. Это норма, подтвержденная длительными наблюдениями. То есть в миллионном городе, если идет эпидемия, от гриппа ежегодно умирает около 100 человек. Исходя из этих показателей в Германии с 80-миллионным населением каждый год может погибать около 8000 человек. Во время же "эпидемии" свиного гриппа в стране погибло 200 человек.
и: То есть мир зря паниковал в связи с этой болезнью?
Водарг: Я бы сказал, что даже сама паника сначала была инсценирована, чтобы заставить людей бояться. Весь этот театр с закрытием детских садов и школ, запретом массовых мероприятий начался с Мексики, хотя там и правительство, и люди уже в мае 2009 года поняли, что на самом деле все было не так страшно. Но ВОЗ как раз в этот момент объявила пандемию, и процесс закрутился уже в мировом масштабе.
и: Неужели никто не заметил подвоха?
Водарг: Напротив! На одном из совещаний ВОЗ в Женеве представители десятков стран мира заявили о своем несогласии с объявлением пандемии. ВОЗ тогда взяла паузу на раздумья, но своего решения не изменила.
и: Вы знаете, кто конкретно мог начать эту кампанию и как такое стало возможно?
Водарг: Есть конкретные лица и концерны. Их интерес очевиден - получение прибыли. Доходило до смешного: когда производителей препарата "Терафлю" (концерны "Новартис" и "Рош") спрашивали, а поможет ли он против свиного гриппа, они отвечали да. То есть стимулировали продажи лекарственных средств из обычной производственной "линейки". Проигравшими оказались правительства и рядовые граждане, которых заставили выбросить огромные деньги на ветер.
и: А сохранившие статус-кво есть?
Водарг: Да, например, Польша. Там министр здравоохранения - врач. Она сразу сказала, что не верит в пандемию свиного гриппа - судя по всему, умеет работать со статистикой - и отказалась закупать препараты для массовой вакцинации населения, как того требовала ВОЗ. В результате страна не только кучу денег сэкономила, но и эпидемии там никакой не было.
и: По сути дела, с вашего выступления в Совете Европы началось разоблачение истории со свиным гриппом. Вы рассчитывали на такой эффект?
Водарг: Я на него очень надеялся. Как врачу, мне было больно смотреть на то, как миллионы людей прививаются от несуществующей болезни. Во-первых, прививка против гриппа почти бесполезна, так как вирус каждый год мутирует и каждый год нужна новая вакцинация. Во-вторых, сама вакцинация не так безопасна. Разработанные против свиного гриппа вакцины имели множество побочных эффектов. В Германии только от них погибли 65 человек. Напомню, что всего от гриппа - 200.
и: Как у вас складываются отношения с представителями фармацевтических концернов, которые лишились больших прибылей? Расправой не угрожают?
Водарг: Нет, ничего такого нет. Я думаю, что им уже досталось. Если всплывут еще и мафиозные методы решения проблем - это будет последней каплей.
и: Что можно сделать, чтобы подобные аферы не повторялись?
Водарг: Вернуться к прежней системе функ-ционирования ВОЗ, когда фармацевтические фирмы не могли оказывать влияния на политику организации. Ведь сейчас производители лекарств делают только то, что можно выгодно продать. Исследования же в области борьбы с туберкулезом, например, никто не ведет. Этому заболеванию подвержены в основном неблагополучные, неплатежеспособные слои общества: заключенные, бомжи. Фармакологам это неинтересно. В этом смысле примером может служить система, существовавшая в Советском Союзе, когда производилось то, что нужно людям, а не то, что приносит деньги.
Александр Собина