Министерство здравоохранения
Чувашской Республики
ОФИЦИАЛЬНЫЙ САЙТ
Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Архив

Заключительный отчет о работе проекта

Внимание!
Эта страница из архивного сайта. Информация может быть не актуальной.
Адрес нового сайта - http://medicin.cap.ru/
Заключительный отчет о работе проекта
CIDA/ВОЗ «Политика и управление в здравоохранении РФ» 
Сроки реализации проекта: апрель 2003г. – июнь 2007 г. 
Цели проекта:
·         содействие формированию и реализации региональной политики продвижения здоровья в Чувашской Республике, основанной на принципах стратегии ВОЗ «Здоровье для всех 21» с использованием европейского опыта движения «Регионы – за здоровье»;
  • практическая реализация региональной концепции новой общественной политики отношения к здоровью на муниципальном уровне с использованием европейского и международного опыта проекта «Здоровые города» и «здоровые сообщества»;
  • техническое содействие реализации мероприятий плана реструктуризации системы предоставления медицинской помощи населению Чувашской Республики;
  • повышение управленческого потенциала специалистов органов управления здравоохранением Чувашской Республики
 
Утвержденные компоненты проекта: «Деятельность Межведомственных команд», «Информирование общественности», «Поддержка деятельности по реформированию здравоохранения», «Организация работы «Школы профессионального обучения вопросам охраны и укрепления здоровья», «Организация обучающих семинаров, участие в деловых поездках».
 
В рамках утвержденных компонентов проекта определены следующие задачи.
  1. Разработка нормативной правовой базы региональной политики продвижения здоровья в Чувашской Республике.
  2. Техническое содействие практической реализации региональной политики продвижения здоровья в Чувашской Республике.
  3. Техническое содействие разработке и реализации муниципальных программ развития общественного здоровья в рамках общереспубликанской стратегии.
  4. Организация работы «Школы профессионального обучения вопросам охраны и укрепления здоровья».
  5. Организация работы Ресурсного центра оздоровительных технологий.
  6. Содействие развитию движения «Здоровые города».
  7. Содействие практической реализации проекта Всемирного Банка «Техническое содействие реформе здравоохранения РФ» на территории Чувашской Республики.
  8. Информирование общественности о практической реализации реформ на территории Чувашской Республики.
  9. Деятельность школы-курса «Реформа здравоохранения» на базе ГОУ «Институт усовершенствования врачей»
  10. Участие в международных, российских семинарах, конференциях, обучающих поездках.
 
Участие в разработке нормативной правовой базы региональной политики продвижения здоровья в Чувашской Республике. Техническое содействие ее практической реализации. Техническое содействие разработке и реализации муниципальных программ развития общественного здоровья в рамках общереспубликанской стратегии.
Являясь логическим продолжением чувашско-канадского проекта «Реформа здравоохранения» (2000-2002 годы), региональный компонент проекта Всемирной организации здравоохранения «Политика и управление в здравоохранении РФ» позволил создать платформу для формирования в Чувашской Республике политики продвижения современной идеологии здоровья. С 2004 года Чувашская Республика - член европейской сети Всемирной организации здравоохранения “Регионы – за здоровье”. Министерство здравоохранения и социального развития является членом международного союза International Union for Health Promotion and Health Education.
В рамках деятельности проекта совместно со специалистами Минздравсоцразвития Чувашии подготовлены проекты ряда документов, отражающих стратегические направления новой общественной политики отношения к здоровью в Чувашской Республике (приведены в приложении к настоящему отчету).
Сформирована и принята Указом Президента Чувашской Республики Концепция охраны здоровья населения на период до 2010 года. Определены стратегии воздействия на основные детерминанты здоровья:
социально-экономическое положение;
окружающую среду;
обеспечение комфортных и безопасных условий труда;
формирование здорового образа жизни;
возрождение и развитие профилактического направления в работе медицинских учреждений.
 
Ключевым фактором успешной реализации любой концепции является создание эффективной организационной структуры и использование действенных механизмов внедрения. Разработана методология реализации региональной политики продвижения здоровья на уровне муниципалитетов. В основе методологии - организация на уровне города, района, поселения межсекторального социального партнерства.
Цели социального партнерства:
  • создание эффективного механизма реализации государственной политики в области общественного здоровья на уровне муниципалитетов;
  • разработка и реализация комплексного подхода к решению проблем в состоянии здоровья населения муниципального образования на основе стратегического планирования и решения среднесрочных тактических задач;
  • расширение участия самих жителей (местных сообществ) в деятельности, направленной на формирование и реализацию потребности в здоровом образе жизни.
Членами социального партнерства являются представители различных учреждений и ведомств, неправительственных общественных организаций, бизнеса, средств массовой информации, объединенных для совместной разработки и реализации мероприятий по развитию общественного здоровья в рамках общереспубликанской политики на основе эффективного межсекторального взаимодействия.
Создан организационный механизм, способствующий сотрудничеству различных секторов общества в охране и укреплении здоровья – межведомственная команда при администрации города, района, поселения. Распоряжением или постановлением глав городов и сельских районов Чувашской Республики утвержден состав 26 межведомственных команд, которые активно работают в настоящее время. При организации их работы использован опыт канадского движения «Здоровые общины» и проекта Всемирной организации здравоохранения «Здоровые города».
 
Охрана и укрепление здоровья населения определены основным приоритетом в деятельности органов местного самоуправления. Сформирована политическая приверженность целям и задачам новой общественной политики отношения к здоровью.
Межведомственное сотрудничество, направленное на укрепление здоровья, требует постоянного поиска новых идей и методов. Для этого осуществлялись анализ лучшего российского и международного опыта, распространение информации о вновь появившихся подходах и методах решения актуальных проблем здоровья, поощрение неординарных решений, популяризация достижений, внедрение современных организационных механизмов и программ.
Разработка и реализация программ в области охраны и укрепления здоровья на уровне муниципалитетов осуществлялась представителями различных секторов на основе работы «в команде». Социальное партнерство организовано взамен существовавшего ранее административно-командного подхода к решению проблем.
Совместная работа различных секторов и ведомств позволила суммировать полномочия и ответственность, исключить дублирование функций и рационально использовать имеющиеся ресурсы (кадровые, финансовые.).
 
При активном участии межведомственных команд реализованы кратко- (1-2 года) и среднесрочные (3-5 лет) конкретные программы/инициативы, акции на уровне города/района, местных сообществ в отношении актуальных проблем, факторов риска, детерминант здоровья по 11 тематическим направлениям: улучшение социально-экономических составляющих здоровья (жилье, благоустройство, образование, озеленение); здравоохранительные и образовательные программы для матерей и детей раннего возраста; социальное обеспечение населения групп риска; улучшение условий труда, способствующих укреплению здоровья работающих, повышению производительности труда; создание инфраструктуры, способствующей духовному развитию и общению людей; снижение уровня потребления веществ, вызывающих зависимость; здоровое питание; активное долголетие; обеспечение безопасности дорожного движения; организация спортивно-оздоровительных мероприятий; проведение фестивалей здоровья.
С 2003 года реализовано более 3000 подобных акций (приложение). Особо хочется отметить повышение активности населения в здравоохранительной деятельности за счет представленной возможности непосредственно влиять на решения органов власти, вносить предложения и участвовать в реализации конкретных оздоровительных акций.
 
           Подготовлены, изданы и презентованы 16 «Профилей здоровья» муниципалитетов (описание состояния здоровья в городе, селе, поселке). Каждая состоявшаяся презентация в городе или сельском районе являлась уникальной по характеру презентации: в различных районах презентация «Профиля» была приурочена к различным культурно-массовым мероприятиям (День района, спортивный праздник-соревнование, концерт, выставки народного творчества и пр.) и была созвучна национальным традициям.
Первый «Профиль здоровья» был презентован в г. Чебоксары 19 сентября 2003 года на республиканской научно-практической конференции на тему «Здоровые города» с широким участием общественности и заинтересованных представителей всех районов и городов республики (общее число участников - 485 человек), организовано обсуждение «Профиля здоровья» в средствах массовой информации.
Вторым городом, официально заявившим о признании здоровья как наивысшего приоритета городской политики, стал г. Новочебоксарск. 14 ноября 2003 года в г. Новочебоксарске проведена презентация «Профиля здоровья» города на научно-практической конференции «Комплексный подход к охране здоровья населения (на примере г.Новочебоксарска)». В работе конференции приняли участие представители общественных организаций, органов местного самоуправления г. Новочебоксарска, научных и лечебно-профилактических учреждений республики, учреждений социальной защиты и образования, физической культуры и спорта, комитета по делам молодежи, средств массовой информации. На конференции принята резолюция, определившая основные направления работы города в области охраны и укрепления здоровья на перспективу.
На основе предварительного анализа состояния общественного здоровья и факторов, на него влияющих, межведомственными командами были утверждены планы работы в целях координации деятельности уже реализующихся на территории города/района проектов; организации новых программ и инициатив на основе межсекторального подхода.
Проведены социологические опросы населения об отношении к проблемам здоровья (с точки зрения самих жителей) и к реформам, происходящим в системе здравоохранения. Разработано и проанализировано 7113 анкет.
Стратегические планы здорового и устойчивого развития городов Чебоксары и Новочебоксарск утверждены Главами городов и согласованы с Собраниями депутатов. Определены конкретные мероприятия, сроки исполнения, ответственные, размер и источник финансирования, система мониторинга и оценки результатов реализации запланированных мероприятий.
Реализация программ (инициатив)  происходила в едином профилактическом пространстве при активном участии бизнеса, общественных организаций, самого человека и его семьи, системы здравоохранения, образования и т.д. с использованием опыта международных проектов.
            Для оценки эффективности работы команд разработана система мониторинга их деятельности (показатели процесса и результата). В качестве показателей процесса определены количественные показатели работы команд: число проведенных совещаний, число обучающих семинаров, в которых приняли участие команды, приоритетные направления работы, количество реализованных успешно программ и/или инициатив, изданных «Профилей здоровья», утвержденных стратегических планов.
            В качестве показателей результативности определены официальные статистические показатели, утвержденные для сбора органами государственной статистики, а также данные, получаемые в ходе проведения социологических опросов населения. Выбранные показатели отвечали следующим критериям: доступность; объективность; соответствие целям деятельности команд.
            При проведении мониторинга определяющим являлось не целевое значение показателей, а динамика их изменений в течение временного интервала. В качестве «контрольной точки» были взяты показатели 2002 года – до начала деятельности команд, сравнение проведено с данными 2006 года.
На основании комплексного анализа результатов мониторинга среди муниципальных районов определились лидеры и те, районы и города, кому необходимо улучшить свою работу. Для того, чтобы определить основные направления работы по улучшению политики продвижения здоровья используются показатели мониторинга, включая данные социологических опросов населения. Результаты социологических опросов позволяют скорректировать основные направления работы муниципалитета с учетом потребности и активности самого населения.
 
Содействие развитию движения «Здоровые города»
Межведомственные команды содействуют развитию движения «Здоровые города». Города Чебоксары и Нвочебоксарск являются с 2004 года аккредитованными в 4-ой фазе европейской сети ВОЗ «Здоровые города» городами.
В республике в 2005 году создана региональная сеть «Здоровые города, районы, поселки», которая объединяет 26 муниципальных образований республики. Организовано 3 конференции в рамках работы региональной сети. Основными направлениями работы сети утверждены «Здоровое городское планирование», «Активное долголетие», «Физическая активность». С 2007 года стартовал проект «Школа – территория, свободная от курения»: проведены социологические опросы среди школьников (около 3000 респондентов) и реализуются интерактивные программ профилактики курения табака, включая широкое участие средств массовой информации, тематические баннеры на сайтах муниципальных образований и т.д.
Города активно взаимодействуют с российской и европейской сетями ВОЗ «Здоровые города» и обмениваются опытом работы с другими муниципалитетами Чувашской Республики. Город Новочебоксарск в 2007 году разработал и презентовал «Профиль здоровья пожилых».
 
Организация работы «Школы профессионального обучения вопросам охраны и укрепления здоровья».
Для методической и информационной поддержки деятельности межведомственных команд организован институт кураторов – группа молодых лидеров, обученных в рамках проекта основным международным стратегиям развития общественного здоровья и современным методикам преподавания. Кураторы на постоянной основе оказывали консультативную и техническую помощь «прикрепленным районам и городам».
Схема работы куратора межведомственной команды включала несколько этапов.
  1. Встреча с главой администрации района или города
  2. Знакомство с членами межведомственной команды
  3. Согласование целей и задач, формирование общего видения проблем
  4. Привлечение общественности к работе с межведомственной командой
  5. Содействие в подготовке «Профиля здоровья» муниципалитета
  6. Методическая помощь в разработке стратегического плана «Здоровое и устойчивое развитие» муниципалитета
  7. Технико-консультативное содействие в реализации конкретных программ/инициатив в области охраны и укрепления здоровья
За период 2004-2005 гг. кураторами организовано 2 обучающих цикла для межведомственных команд на основе самостоятельно разработанной учебной программы. Все члены межведомственных команд обеспечены информационными наглядными материалами об основных международных стратегиях здоровья, нормативными и правовыми документами Чувашской Республики и Российской Федерации в области развития общественного здоровья.
Кураторами подготовлено и издано 3 методических пособия по реализации политики продвижения здоровья на муниципальном уровне.
В рамках работы Школы организованы семинары для обмена опытом и с другими субъектами Российской Федерации (приложение). организованы предварительные ознакомительные выезды в Республику Марий-Эл, Пензенскую, Воронежскую, Белгородскую области. Проведены выездные семинары в Воронежской и Пензенской областях по вопросам разработки и опыта практической реализации концепции новой общественной политики отношения к здоровью на муниципальном уровне, сформированной в рамках международных стратегий «Здоровье для всех в 21 столетии», «Устойчивого развития», с использованием методологий движения «Здоровые города» с общим количеством слушателей 27 человек.
На базе Ресурсного центра проведен трехдневный семинар для 5 специалистов Пензенской области на темы «Социальные детерминанты здоровья», «Межсекторальное сотрудничество. Организационная модель», «Стратегии здоровья и качества жизни. Принципы успешного сотрудничества», «Проект «Здоровые города (районы, поселки)». Создание «Профиля здоровья», «Разработка межсекторального стратегического плана по здоровью и улучшению качества жизни населения («План здоровья»)», «Методы участия населения в развитии местной политики по здоровью и качеству жизни».
На базе Института усовершенствования врачей организован однодневный семинар для 6 специалистов Пензенской области по вопросам реструктуризации системы предоставления медицинской помощи и однодневный семинар для 8 представителей города Пскова по обмену опытом в области межсекторального сотрудничества в реализации программ по продвижению здоровья населения.
В результате обмена практическим опытом работы специалистами всех регионов-представителей различных секторов, потенциально влияющих на здоровье населения, было отмечено, что Чувашия достигла определенных результатов в разработке и реализации политики здоровья на уровне как региона в целом, так и на уровне муниципалитетов. В качестве практического инструмента реализации политики здоровья, основанной на международных стратегиях, регионам предложена методика создания и технической поддержки деятельности Межведомственных команд. Все участники семинаров поддержали идею о необходимости межрегионального сотрудничества в вопросах охраны здоровья населения на основе межсекторального партнерства. Для специалистов системы здравоохранения регионов важным было знакомство с основными направлениями и итогами реструктуризации системы предоставления медицинской помощи в Чувашии.
В целях повышения базового уровня знаний журналистов в области общественного здоровья и здравоохранения в декабре 2005 года в г.Новочебоксарск проведен семинар «Здоровый образ жизни. Здоровые сообщества» с участием кураторов Межведомственных команд. В семинаре приняли участие 15 представителей средств массовой информации из регионов Приволжского федерального округа. Кураторы осветили опыт Чувашской Республики в вопросах продвижения здоровья и реструктуризации системы здравоохранения.
По мнению журналистов – участников семинара, цели семинара достигнуты, задачи успешно решены. Более 90% опрошенных отметили, что семинар был полезным и интересным. Для 73% участников материалы, представленные на семинаре, были новыми, интересными и разнообразными. 87% опрошенных отметили, что дискуссии в группах были для них интересными. Все участники  отметили чрезвычайную актуальность семинара, так как тема непосредственно связан с работой большинства из них. Участники семинара отметили интересное и полезное ознакомление с позитивным опытом работы медицинских и социальных учреждений Чувашской Республики.
Для эффективного обмена практическими навыками и опытом в области развития общественного здоровья осуществлялось взаимодействие с российскими и международными партнерами (национальная и европейская сети «Здоровые города», ВОЗ, Канадское агентство международного развития, International Union for Health Promotion and Education, международный отдел здоровья Центра по укреплению здоровья Университета г. Торонто, Московская медицинская академия им. И.М. Сеченова и др.).
 
Организация работы Ресурсного центра оздоровительных технологий.
            В 2004 году организована работа Ресурсного центра оздоровительных технологий. Ресурсный центр по сбору, хранению, тиражированию и распространению информационных материалов в области общественного здравоохранения организован на базе государственного учреждения здравоохранения «Медицинский информационно-аналитический центр» Минздравсоцразвития Чувашии и Управления здравоохранения и социальной политики администрации города Чебоксары.
Цель создания Ресурсного центра оздоровительных технологий (далее – Ресурсный центр): обеспечение информационной поддержки кураторов межведомственных команд, членов межведомственных команд, руководителей учреждений здравоохранения и других секторов, ответственных за здоровье населения.
Финансовая поддержка деятельности Ресурсного центра осуществлена в рамках проекта ВОЗ/CIDA «Политика и управление в здравоохранении РФ». После завершения работы проекта Ресурсный центр продолжает свою деятельность в составе базовых учреждений здравоохранения за счет ресурсов республиканского и муниципального бюджетов.
В составе Ресурсного центра организована работа информационно-аналитического отдела и отдела прикладных профилактических программ, основными «пользователями информации» являются:
1)             кураторы и члены межведомственных команд;
2)             министерства, ведомства, учреждения, деятельность которых связана со здоровьем населения;
3)             руководители учреждений здравоохранения;
4)             медицинские работники;
5)             руководители учреждений образования;
6)             руководители учреждений различных форм собственности для организации «здорового рабочего места»
7)             население (обучение навыкам здорового образа жизни, в том числе оказание доврачебной неотложной медицинской помощи и т.п.).
В Ресурсном центре разработана методика сбора и хранения информации, проведена каталогизация информационных материалов на бумажных и электронных носителях. В Ресурсном центре подбираются и хранятся информационные материалы по общественному здоровью и здравоохранению, профилактике заболеваний, формированию здорового образа жизни. Архив специальной литературы (книги, доклады, методические рекомендации, лекции и др.) содержит более 1000 экземпляров. Все информационные материалы систематизированы по разделам. Например, в разделе «Здравоохранение» содержится 89 документов, в разделе «Здоровые города» - 65, в разделе «Социальные детерминанты здоровья: детство» - 29, в разделе «Социально значимые заболевания» - 16, в разделе «Больницы - за здоровый образ жизни» - 11, в разделе «Школы укрепления здоровья» - 13, в разделе «Охрана окружающей среды» - 26, в разделе «Факторы, влияющие на здоровье и их профилактика» - 125, в разделе «Программы, конкурсы, методы» - 6, в разделе «Семинары» - 16 документов.
Создан и регулярно обновляется сайт Ресурсного центра (www.rescentre.ru) на русском и английском языках. На сайте организована работа следующих рубрик: «О регионе», «О Ресурсном центре», «О проекте ВОЗ/CIDA «Политика и управление в здравоохранении РФ», движение «Здоровые города, районы, поселки», «О Межведомственных командах по социальному партнерству в области охраны и укрепления здоровья населения», «В помощь руководителям учреждений здравоохранения», «Стратегический план реструктуризации системы предоставления медицинской помощи населению Чувашской Республики до 2010 года», фотохроника, новости, «Библиотека». В каждой рубрике размещены актуальные информационные материалы по соответствующим тематикам.
На сайте www.rescentre.ru организован форум по темам «Эффективные мероприятия по профилактике и борьбе с алкоголизмом и пьянством на уровне муниципальных образований», «Стратегия профилактики дорожно-транспортного травматизма», «Здоровое старение», «Здоровое питание», «Профилактика злоупотребления психологически активными веществами», «Психическое здоровье». Статистика посещений сайта в среднем составляет 1920 в месяц.
На базе Ресурсного центра организованы доступ в Интернет кураторов межведомственных команд, а также работа «почтового ящика» Ресурсного центра E-mail: resurs@chebnet.com.
 
Содействие практической реализации проекта Всемирного Банка «Техническое содействие реформе здравоохранения РФ» на территории Чувашской Республики.
Информирование общественности о практической реализации реформ на территории Чувашской Республики.
 
Оказано технико-консультативное содействие процессам реформирования и структурной реорганизации системы предоставления медицинской помощи населению республики как на уровне Министерства здравоохранения и социального развития Чувашской Республики, так и на уровне муниципальных органов управления здравоохранением.
В рамках реализации компонента подготовлены детальные трехлетние планы реализации Стратегии реструктуризации системы предоставления медицинской помощи населению Чувашской Республики в разрезе муниципальных образований.
В сентябре-октябре 2003г. организовано и проведено 8 межрайонных семинаров с выездом консультантов в города и районы республики в целях обучения методике практической подготовки трехлетних планов.
    В сентябре 2003 года проведено 6 зональных семинара-совещания с выездом в районы и города республики по вопросам организации общеврачебной (семейной) практики, работы врачей-специалистов в условиях реорганизуемой системы предоставления медицинской помощи, взаимодействия первичного звена со стационарной службой и службой “03” .
            В процессе разработки планов практически постоянно осуществлялось консультативное содействие в экономическом обосновании мероприятий по структурной реорганизации системы предоставления медицинской помощи.
            Аналогичная работа проводилась и в отношении Регионального плана реструктуризации, разрабатываемого в рамках проекта МБРР “Техническое содействие реформе системы здравоохранения”.
Информационное сопровождение процессов разработки стратегических планов и среднесрочных планов их внедрения осуществлялось постоянно в ходе индивидуальной работы консультантов, в процессе проведения семинаров, круглых столов, презентаций и докладов руководителей органов исполнительной власти и управления здравоохранением.
 
Деятельность школы-курса «Реформа здравоохранения» на базе ГОУ «Институт усовершенствования врачей».
В целях повышения потенциала административного сектора здравоохранения в области стратегического планирования и управления реформой здравоохранения, а также практических и теоретических знаний медицинских работников - непосредственных участников реформ, продолжена работа созданной в рамках чувашско-канадского проекта «Реформы здравоохранения в России» постоянно-действующей школы-курса «Реформа здравоохранения» на базе государственного образовательного учреждения «Институт усовершенствования врачей». Задача Школы - теоретическое обучение и приобретение практических навыков в вопросах реформирования здравоохранения, стратегического планирования и реализации стратегии на региональном, муниципальном, учрежденческом уровнях. Обучаемые – непосредственные участники практической реализации реформ.
В 2003 году завершена программа обучения руководителей медицинских учреждений, которая включала двухэтапную подготовку: I этап – основы стратегического планирования. По итогам первого этапа обучения каждый участник программы получал практическое задание по подготовке стратегического плана реструктуризации системы предоставления медицинской помощи своего лечебного учреждения. Практиковалась «защита» стратегического плана перед аудиторией слушателей и преподавателей. Слушатели обеспечивались информационными материалами, учебной литературой.II этап – экономика здравоохранения и эффективное управление.
Всего за период с марта 2003г. по март 2004г. проведено 4 сессии. Общее число обучаемых составило 138 человек.
Проведены 2 обучающие сессии для работников экономических служб, на которых лекции ведущих российских специалистов в области экономики здравоохранения прослушали 100 работников медицинских учреждений и органов управления здравоохранением.
В мае 2003г. организован обучающий цикл для служб по работе с персоналом с общим число слушателей 61 человек.
В марте 2004 г. организовано 2 семинара: «Протоколы ведения больных и доказательная медицина» Участниками семинара являлись руководители учреждений - главные врачи муниципальных и республиканских учреждений (21 человек) и их заместители по лечебной работе (21 человек), представители страховых медицинских организаций (13 человек), заведующие отделениями стационаров (4 человека), специалисты Министерства здравоохранения Чувашской Республики (8 человек). Всего на семинаре приняло участие 67 слушателей.
«Актуальные вопросы организации, нормирования и оплаты труда работников здравоохранения». Участниками семинара преимущественно являлись руководители экономических служб лечебно-профилактических учреждений (78 человек), главные врачи муниципальных и республиканских учреждений (16 человек), специалисты Министерства здравоохранения Чувашской Республики (6 человек). Всего на семинаре приняло участие 126 слушателей.
К проведению обучающих циклов широко привлекались специалисты ведущих российских образовательных учреждений: Российская медицинская академия последипломного образования Министерства здравоохранения РФ, Научно-исследовательский институт медицины труда  Российской академии медицинских наук, Сибирский фонд развития менеджмента  социальной сферы и  страхования, Фонд «Российское здравоохранение», специалисты Московской медицинской академии им. И.М.Сеченова, международные эксперты.
Организованная в рамках проекта серия семинар с участием Риккардо Трезераса, Карлоса Тригинер-Боррель и Энрике Лапорте, позволил обменяться практическим опытом в области стратегического планирования, работы центра амбулаторной хирургии и службы скорой медицинской помощи (общее число участников 65 специалистов).
В рамках реализации образовательного компонента проекта в целях повышения управленческого потенциала административного сектора здравоохранения организован ряд практических семинаров с участием ведущих международных экспертов в области реструктуризации системы предоставления медицинской помощи и общественного здоровья, как на территории Чувашской Республики, так и во время деловых поездок в Канаду, Италию, Испанию, Англию, Турцию, Францию, Норвегию, Литву, Финляндию. Приобретенные специалистами республики практические навыки, лучший российский и международный опыт работы использованы в процессе создания комплексной системы охраны и продвижения здоровья на основе межсекторального партнерства, а также в области организации работы службы семейной медицины, функционирования скорой медицинской помощи, применения телемедицинских технологий, деятельности высокоспециализированных стационарных медицинских служб.
 
 
 
РЕЗЮМЕ.
Важнейшее условие реализации любого проекта – его устойчивость. Использование оптимальной организационной структуры руководства проектом (наличие постоянного представителя проекта в республике, организация дирекции проекта в составе чувашских специалистов), слаженная работа в команде, целеустремленность и общность интересов специалистов Чувашской Республики и канадских экспертов позволили добиться хороших результатов по всем направлениям работы проекта.
В результате сотрудничества с Канадским агентством международного развития в Чувашской Республике сформирована эффективная долгосрочная политика совершенствования системы охраны здоровья населения, как в области реструктуризации системы предоставления медицинской помощи, так и в области продвижения здоровья. Нам представляется очень важным, что в рамках проекта разработана и внедрена методология вовлечения муниципальных образований в реализацию региональной политики на основе межсекторального партнерства. Республика уже сегодня достигла определенных позитивных результатов. Реализованная в рамках проекта методология позволила создать межведомственные команды на уровне муниципальных образований, деятельность которых продолжается в настоящее время. Сформированный институт кураторов, ресурсный центр оздоровительных технологий на регулярной основе оказывают техническое и консультативной содействие работе названных команд.
Стратегический план реструктуризации системы предоставления медицинской помощи населению Чувашской Республики и разработанный в рамках настоящего проекта детальный трехлетний план успешно реализуются. Реализации реформ в первичном звене способствовало эффективное сотрудничество и международный опыт наших канадских партнеров, что позволило не только открыть и оснастить лечебно-диагностическим оборудованием 18 общих врачебных практик; но и разработать единый стандартизованный подход к подготовке врача общей практики, оснащению его рабочего места, объему и качеству оказываемых им медицинских услуг.
Экономическая эффективность работы амбулаторно-поликлинического звена за счет расширения сети общеврачебных практик, снижения потребности в стационарной, услугах скорой помощи (количество вызовов в 2006 году уменьшилось на 4%) составила к 2006 году 118,1 млн. рублей.
В рамках реструктуризации службы «03» осуществлено 100%-ное техническое переоснащение автопарка, средств связи, оборудования. На всех автомобилях установлено телекоммуникационное оборудование для организации работы службы «03» в условиях единой диспетчерской. Организована работа единого республиканского и 5 межрайонных центров. Внедрена система оперативного управления машинами службы скорой медицинской помощи на основе использования современных информационных технологий - функционирования программного комплекса на базе выделенной сети связи. В результате оптимизации работы службы увеличился процент своевременности прибытия бригад на вызов с 79,6 до 82,3.
Комплекс мероприятий, направленных на реорганизацию стационарной помощи с поэтапной реструктуризацией коечного фонда, организацией межтерриториальных центров; интенсификацией процессов лечения на основе внедрения современных организационно-управленческих механизмов позволил реорганизовать более 16% простаивающего коечного фонда, развить стационарзамещающие технологии.
Созданные межтерриториальные медицинские центры, деятельность которых осуществляется на основе планов-заданий по оказанию медицинской помощи и межбюджетных взаиморасчетов с ЛПУ позволили сконцентрировать ресурсы и обеспечить доступность для сельского населения качественной специализированной медицинской помощи.
Результаты работы проекта доложены на ежегодных конференциях проектов, финансируемых Канадским агентством международного развития в 2002-2007 годах, на конференциях европейской сети Всемирной организации здравоохранения “Регионы – за здоровье” (Венеция (Италия), 2003 год; Валенсия (Испансия), 2004 год; Катовице (Польша), 2005 год, Мадейра (Португалия, 2006 год), на европейской конференции «Неотложные медицинские службы» (Париж, Франция, 2005 год), конференциях международного союза International Union for Health Promotion and Health Education (Стокгольм, Швеция, 2005 год и Ванкувер, Канада 2007 год), 5-й научно-исследовательской конференции северных стран «Здоровье и институциональные изменения» (Эсбьерг, Дания, 2006 год), 11-м международном конгрессе по общественному здоровью (Рио-де-Жанейро, Бразилия, 2006 год). При подготовке презентаций использованы информационные материалы и рекомендации Всемирной организации здравоохранения; экспертные мнения и данные исследований, проведенных в республике, аналитические обзоры.
В 2007 году в Чувашии состоялась ежегодная конференция проектов, финансируемых Канадским агентством международного развития, где были доложены результаты работы ряда проектов в области общественного здоровья, реализуемых на территории Чувашской Республики.
19 мая 2007 года в городе Цивильск на заключительной конференции проекта «Политика и управление в здравоохранении Российской Федерации» подведены итоги семилетней совестной работы.
2001-2007 годы являются периодом, особенно плодотворным для здравоохранения Чувашской Республики. Партнерство Правительства Чувашии с Всемирной организацией здравоохранения, Правительством Канады в лице Канадского Агентства Международного развития позволило использовать международный опыт в целях оптимизации управления системой здравоохранения в республике и ее структурной реорганизации, включая формирование института врача общей практики как основы приоритетного развития первичной медико-санитарной помощи.
Опыт и знания, приобретенные во время плодотворной совместной работы, будут способствовать дальнейшему осуществлению необходимых преобразований в системе охраны здоровья населения Чувашской Республики.
 

  Яндекс.Метрика   

 

 

Система управления контентом
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика