Когда в 2006 году был принят закон об автономных учреждениях, разрешивший финансово "развязать руки" руководителям, для медицинских государственных организаций было сделано исключение. Их переводить в "автономное" плавание закон не разрешил.
Теперь по новому закону о совершенствовании правового положения бюджетных учреждений изменения коснутся практически всех организаций здравоохранения.
Естественно, всех волнует, как скажется большая "свобода", которую обещают авторы закона руководителям учреждений, на деятельности поликлиник, больниц, роддомов. В минздравсоцразвития говорят, что никаких "угроз" со стороны нового закона нет и быть не может. По словам главы министерства Татьяны Голиковой, уже многие учреждения здравоохранения работают по госзаданию. Такая практика началась еще в 2000 году, а с 2007 года по этому же принципу стали финансироваться учреждения, оказывающие высокотехнологичную медицинскую помощь. Объем ее оказания вырос в два раза, количество сложных операций заметно выросло, а время нахождения в очереди пациентов сократилось.
Переход медучреждений согласно закону в статус бюджетных, подчеркивают в министерстве, для пациентов ничего не меняет. Тем не менее "РГ" попросила специалистов министерства ответить на несколько "наивных" вопросов наших читателей.
1 Авторы закона говорят, что самостоятельность и возможности бюджетных учреждений станут больше, что они смогут оказывать дополнительные услуги за плату. Как пациенты узнают, что им положено бесплатно, а за что приходится платить? Нет ли опасности, что новая система будет стимулировать медучреждения расширять спектр платных услуг и сокращать количество бесплатных?
Действующий в настоящее время правовой статус бюджетных учреждений тоже позволяет осуществлять так называемую приносящую доход деятельность и в том числе оказывать услуги за плату. При этом, по сути, никаких ограничений на такую деятельность у государственных и муниципальных учреждений нет.
Разграничение платных и бесплатных услуг не связано с организационно-правовой формой. Гражданину не должно быть важно, поликлиника в которую он ходит - казенное, автономное или бюджетное учреждение, главное, что его там принимают с полисом ОМС и оказывают помощь надлежащего качества в приемлемые сроки.
Минздравсоцразвития проводит работу по повышению уровня информированности граждан об их правах на бесплатную медицинскую помощь, например, еще в июле 2009 года опубликована Памятка гражданам о реализации права на бесплатную медицинскую помощь. Само предоставление разных видов медицинской помощи бесплатно фиксируется в Программе госгарантий, а сокращать ее никто не собирается.
Действительно, у "новых" бюджетных учреждений остается возможность оказывать платные услуги, но вместе с тем появляется право учредителя устанавливать порядок определения размера платы за такие услуги. В целом деятельность учреждения станет прозрачнее.
2 Сегодня даже вроде бы равные по статусу лечебные учреждения работают на разном качественном уровне: в одной поликлинике лучше диагностическое оборудование и лабораторная база, есть, например, кабинет массажа. В другой - нет. Соответственно, пациенты, "прикрепленные" к первой, имеют возможность получать лечение лучшего качества бесплатно. Пациенты другой - не имеют. Если оба учреждения получают статус бюджетных, что изменится в организации их работы? Если та поликлиника, где каких-либо услуг сегодня нет, их организует - это будут дополнительные услуги?
Наличие диагностического оборудования, лабораторной базы, кабинетов массажа и бассейнов - это в первую очередь должно быть требованиями к оснащению лечебных учреждений. И если в одном учреждении зал ЛФК есть, а в другом нет, это не значит, что зал ЛФК будет доступен только гражданам, прикрепленным к этому учреждению. Сейчас активно рассматривается идея формирования так называемых межрайонных или межмуниципальных учреждений, которые будут оснащены по последнему слову техники. В них смогут получать качественную помощь жители нескольких муниципальных образований. Иначе нам пришлось бы каждую районную больницу делать центром высоких медицинских технологий, а это невозможно.
"Дополнительными" (то есть предоставляемыми за плату) услугами не могут быть те, что положены пациенту по его медицинским показаниям и входят в стандарт оказания медицинской помощи.
Татьяна Яковлева,
депутат Государственной Думы:
- Как организатор здравоохранения, проработавший в этой сфере с 1986 года, я хорошо представляю, что может дать новый закон лечебным учреждениям. Но при одном условии: руководитель должен быть хорошим главным врачом и менеджером.
Сегодня, например, если я, главный врач, приучила весь персонал экономить, если у меня заклеены на зиму окна и установлены счетчики тепла, я, естественно, сэкономлю приличную сумму на коммунальные расходы. Но использовать эти деньги, например, для премирования врачей или купить нужное оборудование я не могу - фактически это считается нецелевым расходованием средств. И вся моя "экономия" прямиком отправляется обратно в бюджет. Вопрос: выгодно мне экономить?
Например, мне, главврачу, устанавливают штатное расписание для поликлиники: три терапевта и только один офтальмолог, у которого постоянные очереди. На сегодняшний день далеко не всегда у меня есть возможность сформировать штат, исходя из потребностей населения и структуры заболеваемости региона. Так вот, благодаря новому закону руководители бюджетных учреждений станут гораздо более самостоятельными. Сам главврач сможет решать: куда эффективнее вкладывать деньги для улучшения работы персонала и модернизации материально-технической базы.
Так что идея, заложенная в закон, сомнений не вызывает. Другое дело - практическая его реализация. Перечень бесплатных медуслуг определен Программой госгарантий, которая, как обещает нам минздравсоцразвития, сокращаться не будет. На ней будет строиться и государственный или муниципальный заказ для медучреждений. Как он, этот заказ, будет определяться? Какие виды медпомощи в него войдут, в каком объеме, по каким тарифам? Как, наконец, будет распределяться госзаказ по конкретным медучреждениям? Закон прямого ответа на все эти вопросы не дает. Для этого нужно принять массу подзаконных актов.
Поэтому депутаты предложили, во-первых, отложить до 2012 года его реализацию, чтобы тщательно подготовить всю правовую базу. И во-вторых, провести несколько "пилотов" в нескольких регионах. Посмотреть, как медучреждения будут работать в новых условиях и учесть этот опыт в нормативных документах прежде, чем "запускать" действие закона по всей стране.
Мнения экспертов
Дмитрий Жигалов, эксперт направления "Муниципальные финансы и межбюджетные отношения" Института экономики города:
- Закон меняет механизм доведения бюджетных средств до каждого бюджетного учреждения - от сметного, который, скорее, учитывал сам факт существования бюджетной организации, к финансированию на принципе госзаказа, то есть в зависимости от объема предоставляемых услуг.
При этом, что особенно важно для учреждений здравоохранения, объем финансирования сохраняется в прежнем объеме, уменьшаться он не будет. Сохраняются и все сегодняшние госгарантии.
При формировании государственного и муниципального заказа будут прописаны, помимо количественных показателей, и качественные, чтобы обеспечить качество предоставления медицинских услуг. На самом деле, на уровне регионов и муниципалитетов в сфере образования и культуры у нас работает уже порядка двух тысяч автономных учреждений, и работают они успешно. Думаю, и учреждения здравоохранения выиграют от введения новой системы.
Анонс
В понедельник, 17 мая, "РГ" проводит "горячую линию", посвященную новому Федеральному закону "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений". На вопросы ответят директор департамента развития медицинского страхования минздравсоцразвития Владимир Зеленский и заместитель директора департамента госполитики в образовании минобрнауки Елена Низиенко.
Телефон "горячей линии": 8-800-200-09-09 (бесплатно для всех регионов России). Звонки принимаются 17 мая с 12.00 до 13.00 по московскому времени. |