В целях совершенствования нейрореабилитационной помощи больным с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы приказываю:
1. Утвердить:
1.1. Порядок оказания нейрореабилитационной, в том числе ранней нейрореабилитационной помощи больным с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы согласно приложению N 1.
1.2. Положение об организации деятельности отделения патологии речи и нейрореабилитации в составе лечебно-профилактического учреждения согласно приложению N 2.
1.3. Положение об организации деятельности Центра патологии речи и нейрореабилитации согласно приложению N 3.
1.4. Рекомендуемые штатные нормативы медицинского и другого персонала центров (отделений) патологии речи и нейрореабилитации согласно приложению N 4.
1.5. Примерный перечень оборудования для оснащения центров (отделений) патологии речи и нейрореабилитации и палат ранней нейрореабилитации согласно приложению N 5.
2. Организационно-методическое руководство по совершенствованию нейрореабилитационной помощи больным с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы возложить на Научно-методический центр патологии речи и нейрореабилитации Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию.
3. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя Министра здравоохранения и социального развития Российской Федераций В.И. Стародубова.
Зарегистрировано в Минюсте РФ 30 августа 2005 г.
Регистрационный N 6966
Приложение N 1
к приказу Министерства здравоохранения
и социального развития РФ
от 22 августа 2005 г. N 534
Порядок
оказания нейрореабилитационной, в том числе ранней нейрореабилитационной помощи больным с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы
1. Настоящий Порядок регламентирует основные положения оказания нейрореабилитационной, в том числе ранней нейрореабилитационной помощи больным с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы.
2. Оказание нейрореабилитационной, в том числе ранней нейрореабилитационной помощи больным с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы начинает осуществляться в реанимационных отделениях или в палатах интенсивной терапии.
При стабилизации жизненно важных функций и выхода из коматозного состояния пациенты переводятся из реанимационного отделения или блока интенсивной терапии в неврологическое, нейрохирургическое, реабилитационное отделения, в которых при благоприятном прогнозе определяются в палаты ранней нейрореабилитации для оказания ранних нейрореабилитационных мероприятий.
Показаниями для перевода больных в палаты ранней нейрореабилитации являются: нарушения глотания, выраженные нарушения двигательных и высших психических функций, в том числе речи, с благоприятным прогнозом; ясное сознание с уровнем бодрствования достаточным для выполнения инструкций; отсутствие выраженных психических расстройств.
3. Палаты ранней нейрореабилитации осуществляют деятельность по:
- профилактике тяжелых последствий инсульта и черепно-мозговой травмы и проведению восстановительных мероприятий больным с выраженными нарушениями двигательных и высших психических функций в максимально ранние сроки. При этом в неврологических, нейрохирургических и реабилитационных отделениях, в которых создаются палаты ранней нейрореабилитации, устанавливается дополнительная численность медицинского и другого персонала (инструктор по лечебной физкультуре, медицинский психолог и логопед);
- проведению комплексных медицинских, медико-психологических, медико-педагогических и медико-социальных мероприятий, включающих медикаментозное лечение, физиотерапию, лечебную физкультуру и массаж, систематическую работу по стабилизации функции дыхания, восстановлению глотания, нарушенных когнитивных функций (внимания, восприятия, памяти, праксиса и гнозиса). При необходимости используются приемы растормаживания речи с помощью средств невербальной коммуникации.
4. Палаты ранней нейрореабилитации комплектуются оборудованием в соответствии с примерным перечнем, предусмотренным приложением N 5.
5. При наличии реабилитационного отделения в составе лечебно-профилактического учреждения больные переводятся из неврологического, нейрохирургического отделений в палаты нейрореабилитации этого отделения.
6. Больные со стойкими нарушениями речи и других высших психических функций, нарушениями опорно-двигательного аппарата из вышеуказанных отделений могут быть направлены в отделения Центра патологии речи и нейрореабилитации: стационар на дому, стационар с круглосуточным пребыванием, дневной стационар.
7. В амбулаторно-поликлинических условиях нейрореабилитация осуществляется по показаниям в специализированных кабинетах территориальных поликлиник, поликлиник восстановительного лечения, психоневрологических диспансерах, врачебно-физкультурных диспансерах по месту жительства.
8. Больные с хорошим восстановлением функций после проведения лечения и нейрореабилитации на других этапах заболевания для закрепления положительных результатов могут быть направлены в санаторий, далее проводится динамическое наблюдение пациентов врачом-неврологом территориальной поликлиники.
Приложение N 2
к приказу Министерства здравоохранения
и социального развития РФ
от 22 августа 2005 г. N 534
Положение
об организации деятельности отделения патологии речи и нейрореабилитации в составе лечебно-профилактического учреждения
1. Настоящее Положение определяет порядок организации деятельности отделения патологии речи и нейрореабилитации в составе лечебно-профилактического учреждения.
2. Отделение патологии речи и нейрореабилитации (далее - Отделение) создается на базе лечебно-профилактического учреждения: республиканской (краевой, окружной, областной) или другой многопрофильной больницы и является его структурным подразделением.
3. Отделение возглавляет заведующий, назначаемый на должность и освобождаемый от должности руководителем лечебно-профилактического учреждения, в структуре которого создано Отделение.
4. Структура и штатная численность медицинского и другого персонала Отделения утверждается руководителем лечебно-профилактического учреждения, в составе которого оно создается.
5. Отделение осуществляет следующие функции:
- проведение интенсивных комплексных медицинских, медико-психологических, медико-педагогических, медико-социальных мероприятий в целях достижения стабилизации состояния больного и положительной динамики восстановления двигательных, высших психических функций, в том числе речи, развитию и закреплению навыков самообслуживания, профилактики тяжелых осложнений последствий инсульта и черепно-мозговой травмы;
- обеспечение курсового комплексного (междисциплинарного) восстановительного лечения (фармако-, физио-, рефлексотерапия, индивидуальные и групповые логопедические занятия, психотерапия, лечебная физкультура и массаж), социально-бытовой и социально-трудовой реабилитации;
- внедрение в практику современных лечебно-диагностических технологий на основе последних научно-технических достижений, а также передового опыта аналогичных учреждений, в том числе в области информатизации.
6. В случае отсутствия в субъекте Российской Федерации Центра патологии речи и нейрореабилитации на Отделение могут быть возложены функции указанного Центра.
7. Отделение ведет необходимую учетную и отчетную документацию и представляет отчет о деятельности в установленном порядке.
8. Отделение комплектуется оборудованием в соответствии с примерным перечнем, предусмотренным приложением N 5.
Приложение N 3
к приказу Министерства здравоохранения
и социального развития РФ
от 22 августа 2005 г. N 534
Положение
об организации деятельности Центра патологии речи и нейрореабилитации
1. Настоящее Положение определяет порядок организации деятельности Центра патологии речи и нейрореабилитации.
2. Центр патологии речи и нейрореабилитации (далее - Центр) создается органом управления здравоохранением как самостоятельное лечебно-профилактическое учреждение или на базе республиканской (краевой, окружной, областной) больницы и является ее структурным подразделением.
3. Создание Центров, их число и мощность определяется с учетом особенностей и потребностей субъектов Российской Федерации.
4. Центр возглавляет руководитель (директор, главный врач), который назначается на должность и освобождается от должности органом управления здравоохранением или руководителем лечебно-профилактического учреждения, в структуре которого создается Центр.
5. Структура и штаты медицинского и другого персонала Центра устанавливаются его руководителем в соответствии со штатными нормативами.
6. При организации Центра в составе лечебно-профилактического учреждения, структура и штаты медицинского и другого персонала Центра определяются руководителем лечебно-профилактического учреждения в зависимости от конкретных условий и потребности обеспечения деятельности Центра.
7. Центр осуществляет следующие функции:
- оказание комплексной диагностической помощи больным (детям, подросткам и взрослым) с нарушениями высших психических функций, в том числе речи, нарушениями коммуникации и общения, с сопутствующими двигательными, соматическими, неврологическими и психическими расстройствами, возникшими в результате перенесенного инсульта и черепно-мозговой травмы, а также медицинской, медико-психологической, медико-педагогической, медико-социальной нейрореабилитационной помощи;
- определение оптимальных объемов медицинских, медико-психологических и медико-педагогических мероприятий;
- составление и обеспечение программ курсового комплексного (междисциплинарного) восстановительного лечения (фармако-, физио-, рефлексотерапия, индивидуальных и групповых логопедических занятий, психотерапия, лечебная физкультура и массаж), социально-бытовой и социально-трудовой реабилитации;
- апробация и внедрение в практику современных методов диагностического обследования нарушенных функций больного, в том числе медицинских, медико-психологических, медико-педагогических, медико-социальных аспектов нейрореабилитации, медицинских технологий лечения и нейрореабилитации, а также диагностической и лечебной аппаратуры;
- осуществление экспертизы временной нетрудоспособности;
- организация диспансерного наблюдения за больными, прошедшими нейрореабилитацию;
- обеспечение организационно-методического руководства специализированной нейрореабилитационной, нейропсихологической и логопедической службами в регионах с целью проведения эпидемиологических исследований и обеспечения поэтапного восстановительного лечения больных;
- осуществление статистического мониторинга и анализа результатов лечения и нейрореабилитации пострадавших во время военных действий, террористических актов, катастроф, насилия;
- формирование банка данных о больных, нуждающихся в лечении и организации поэтапной нейрореабилитации;
- проведение работ по повышению профессиональной подготовки специалистов по вопросам нейрореабилитации;
- ведение учетной и отчетной медицинской документации и представление отчета о деятельности Центра в установленном порядке;
- разработка методических рекомендаций, дидактических пособий, учебных аудио-, кино- и видеопрограмм.
8. Лечение и нейрореабилитация больных с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы в Центре осуществляется на основании заключения комиссии по отбору больных, создаваемой в Центре и возглавляемой главным врачом. В состав комиссии входят заместители главного врача, заведующие отделений, ведущие специалисты Центра.
9. Комиссия по отбору больных оценивает состояние больного и с учетом показаний и противопоказаний направляет его в одно из отделений Центра или дает рекомендации по его нейрореабилитации в других медицинских учреждениях специализированной нейрореабилитационной, нейропсихологической и логопедической служб (кабинеты в поликлиниках по месту жительства, врачебно-физкультурных диспансерах, психоневрологических диспансерах, поликлиниках восстановительного лечения, санаториях).
10. Центр оснащается оборудованием в соответствии с примерным перечнем, предусмотренным приложением N 5.
11. Рекомендуемая структура Центра:
- консультативно-диагностическое отделение;
- отделение функциональной диагностики;
- стационар с круглосуточным пребыванием больных с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы;
- стационар на дому для больных с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы;
- дневной стационар для больных с последствиями инсульта и черепно-мозговой травмы;
- дневной стационар для больных с нарушениями общения и коммуникаций (логоневроз);
- амбулаторно-стационарный комплекс для детей и подростков:
- консультативно-диагностическое отделение;
- дневной стационар;
- стационар с круглосуточным пребыванием;
- фониатрическое отделение;
- отделение ЛФК и массажа;
- отделение по восстановлению бытовых и трудовых навыков;
- отделение клинической психологии;
- физиотерапевтическое отделение;
- организационно-методический отдел.
Приложение N 4
к приказу Министерства здравоохранения
и социального развития РФ
от 22 августа 2005 г. N 534
Рекомендуемые штатные нормативы медицинского и другого персонала центров (отделений) патологии речи и нейрореабилитации
I. Врачебный персонал: |
Врач-невролог |
из расчета 1 должность на 20 коек |
Врач-психотерапевт |
из расчета 1 должность на 15 коек |
Врач-физиотерапевт |
из расчета 1 должность в учреждении (отделении) |
Врач-психиатр |
из расчета 1 должность на 25 коек |
Врач-терапевт |
из расчета 1 должность на 40 коек |
Врач по лечебной физкультуре |
в зависимости от объема работы |
Врач-рефлексотерапевт |
в зависимости от объема работы |
Врач функциональной диагностики |
в зависимости от объема работы |
Врач-отоларинголог |
в зависимости от объема работы |
При наличии детского отделения: |
|
Врач-педиатр |
из расчета 1 должность на 20 коек |
Заведующий отделением |
в отделении на 40 коек вместо 0,5 ставки врача |
|
в отделении на 40 и более коек - сверх должностей врачей |
II. Средний медицинский персонал |
Медицинская сестра палатная |
из расчета 1 круглосуточный пост на 20 коек |
Медицинская сестра процедурной |
из расчета 1 должность на отделение (дневной стационар) |
Инструктор по лечебной физкультуре |
из расчета 1 должность на 12 коек |
Медицинская сестра по массажу |
из расчета 1 должность на 12 коек |
Инструктор по трудовой терапии |
из расчета 1 должность на 30 коек |
Старшая медицинская сестра |
соответственно должностям заведующих отделениями |
III. Младший медицинский персонал |
Младшая медицинская сестра по уходу за больными, санитарка |
из расчета 1 круглосуточный пост на 25 коек |
Санитарка (буфетчица) |
из расчета 1 должность на 25 коек |
Санитарка (ваннщица) |
в отделениях до 20 коек - 1 должность, в отделениях свыше 20 коек - 2 должности |
Сестра-хозяйка |
из расчета 1 должность на 1 отделение |
IV. Другой персонал |
Медицинский психолог |
из расчета 1 должность на 20 коек |
Инструктор-методист по лечебной физкультуре |
в зависимости от объема работы |
Инструктор по труду |
в зависимости от объема работы
для взрослых пациентов: |
Логопед (дефектолог) |
- при индивидуальной работе с больным - 1,5 посещения в час |
|
- при работе с больным на дому - 1 посещение в час |
|
- при проведении групповых логопедических занятий - 8 - 10 посещений в 1,5 часа |
|
для детей: |
|
- при индивидуальной работе - 1,5 посещения в час |
|
- при индивидуальной работе при легких нарушениях речи - 4 посещения в час |
|
- при проведении групповых занятий 5 - 8 посещений в час в зависимости от тяжести нарушений |
Музыкальный руководитель |
из расчета 1 должность в учреждении (отделении) |
Социальный работник |
из расчета 1 должность на 20 коек |
Младший воспитатель |
в зависимости от объема работы |
Оператор ЭВМ |
1 должность на учреждение (отделение) |
|
|
|
Приложение N 5
к приказу Министерства здравоохранения
и социального развития РФ
от 22 августа 2005 г. N 534
Примерный перечень
оборудования для оснащения центров (отделений) патологии речи и нейрореабилитации и палат ранней нейрореабилитации
1. Примерный перечень оборудования для оснащения центров патологии речи и нейрореабилитации (для детских центров - с учетом специфики детского возраста)
N п/п |
Наименование оборудования |
Минимально необходимое количество |
Оборудование для отделения функциональной диагностики |
1. |
Энцефалограф многоканальный с картированием |
2 |
2. |
Электрокардиограф |
1 |
3. |
Аппарат для ультразвуковой диагностики |
1 |
4. |
Аппарат для ультразвуковой диагностики сосудов (допплерография, дуплексное сканирование) |
1 |
5. |
Реоэнцефалограф |
1 |
6. |
Электромиограф с программой исследования вызванных потенциалов |
1 |
7. |
Комплекс для транскорниальной магнитной стимуляции |
1 |
8. |
Аппараты для мониторинга артериального давления |
5 |
9. |
Компьютерный томограф |
1 |
Оборудование для отделения лечебной физкультуры и массажа |
1. |
Стол для кинезотерапии и массажа |
3 |
2. |
Маты напольные |
3 |
3. |
Гимнастические снаряды и устройства (мячи разного размера, веса, фактуры, гимнастические палки, булавы, гантели, ортезы) |
|
4. |
"Шведская стенка" |
1 |
5. |
Параллельные брусья и ступеньки для обучения ходьбе |
|
6. |
Тренажеры для восстановления движений в конечностях (степперы, тредбаны, велотренажеры) |
5 |
7. |
Психофизиологические комплексы для тренинга с биологически обратной связью, в том числе компьютерная стабилометрия |
3 |
8. |
Программно-аппаратный комплекс анализа движений "Биомеханика" |
1 |
9. |
Рефлекторно-нагрузочные устройства типа "Гравистат" |
15 |
Оборудование для физиотерапевтического отделения |
1. |
Аппараты для гальванизации |
2 |
2. |
Парафинонагреватели для озокерито-, парафинолечения |
1 |
3. |
Комплекс для гидротерапии |
2 |
4. |
Аппарат типа "Амплипульс" |
1 |
5. |
Аппарат ультразвуковой терапии |
1 |
6. |
Аппарат для лазеротерапии |
1 |
7. |
Аппарат типа "Миоритм" |
1 |
8. |
Аппарат типа "Искра" |
1 |
Оборудование для логопедического кабинета |
1. |
Магнитофон |
1 |
2. |
Диктофон |
1 |
3. |
Метроном |
1 |
4. |
Зеркала |
2 |
5. |
Персональные компьютеры с программами восстановления высших психических функций, в том числе речи |
1 |
6. |
Тонометр |
1 |
7. |
Набор логопедических зондов и шпателей |
1 |
8. |
Видеомагнитофон |
1 |
9. |
Видеокамера |
1 |
10. |
Оборудование для проведения музыкальных занятий (пианелла, караоке, музыкальные инструменты и пр.) |
|
Методические пособия |
1. |
Схемы нейропсихологического обследования высших психических функций, альбомы для диагностики |
|
2. |
Наглядно-дидактический материал - наборы специальных таблиц, текстов, обучающих игр |
|
3. |
Учебно-методическая литература для пациентов - сборники упражнений, книги для чтения, рабочие тетради |
|
Оборудование для кабинетов социально бытовой, трудовой реабилитации |
1. |
Специализированные стенды для социально-бытовой реабилитации |
|
2. |
Предметы бытового обихода для больных с нарушениями двигательных функций |
|
3. |
Приспособления и инструменты для выработки навыков трудовой деятельности |
|
4. |
Специальные пособия и материалы для восстановления мелких целенаправленных движений рук |
|
5. |
Наборы приспособлений и оборудования для проведения арттерапии (конструкторы, пазлы и пр.) |
|
6. |
Персональные компьютеры с игровыми программами |
2 |
Оборудование для фониатрического отделения |
1. |
Многофункциональное рабочее место фониатра-отоларинголога, укомплектованное для диагностики и лечения с ларингоскопическим набором |
1 компл. |
2. |
Оборудование для аудиометрии |
1
компл. |
3. |
Видеоларингостробоскоп |
1 |
4. |
Комплекс нейромышечной электрофонопедической стимуляции для диагностики, лечения и профилактики нарушений глотания, речи и голоса - вокаСТИМ |
1 |
5. |
Персональные компьютеры с программами для восстановления голоса |
|
6. |
Магнитофон |
1 |
7. |
Диктофон |
1 |
8. |
Видеомагнитофон |
1 |
9. |
Видеокамера |
1 |
2. Примерный перечень оборудования для оснащения отделений патологии речи и нейрореабилитации, палат ранней нейрореабилитации (для детских отделений - с учетом специфики детского возраста)
N п/п |
Наименование оборудования |
Минимально необходимое количество |
1. |
Функциональные кровати |
10 |
2. |
Прикроватные функциональные кресла |
10 |
3. |
Столы для кинезотерапии, массажа |
3 |
4. |
"Шведская стенка" |
1 |
5. |
Набор ступенек для обучения ходьбе |
1 |
6. |
Ортезы |
5 |
7. |
Программно-аппаратный комплекс анализа движений "Биомеханика" |
1 |
8. |
Психофизиологический комплекс для тренинга с биологически обратной связью |
1 |
Физиотерапевтическое оборудование |
1. |
Парафинонагреватель для теплолечения |
1 |
2. |
Приборы для гальванизации |
2 |
3. |
Аппарат "Амплипульс" |
1 |
4. |
Аппарат "Искра" |
1 |
5. |
Аппарат ультразвуковой терапии |
1 |
6. |
Аппарат типа "Миоритм" |
1 |
7. |
Аппараты для лазерной терапии |
1 |
Оборудование для кабинетов социально-бытовой, трудовой реабилитации |
1. |
Специализированные стенды для социально-бытовой реабилитации |
|
2. |
Предметы бытового обихода для больных с нарушениями двигательных функций |
|
3. |
Приспособления и инструменты для выработки навыков трудовой деятельности |
|
4. |
Специальные пособия и материалы для восстановления мелких целенаправленных движений рук |
|
5. |
Наборы приспособлений и оборудования для проведения арттерапии (конструкторы, пазлы и пр.) |
|
6. |
Персональные компьютеры с игровыми программами |
2 |
Оборудование для логопедического кабинета |
1. |
Магнитофон кассетный |
1 |
2. |
Диктофон |
1 |
3. |
Метроном |
1 |
4. |
Зеркала |
2 |
5. |
Персональные компьютеры с программами восстановления высших психических функций, в том числе речи |
1 |
6. |
Тонометр |
1 |
7. |
Набор логопедических зондов и шпателей |
1 |
8. |
Видеомагнитофон |
1 |
9. |
Оборудование для проведения музыкальных занятий (пианелла, караоке, музыкальные инструменты (и пр.) |
|
Методические пособия |
1. |
Схемы нейропсихологического обследования высших психических функций, альбомы |
|
2. |
Наглядно-дидактический материал - наборы специальных таблиц, текстов, обучающих игр |
|
3. |
Учебно-методическая литература для пациентов - сборники упражнений, книги для чтения, рабочие тетради |
|